Вершина творчества

  • Апр-19, 2007
  • Amir
  • 18 Комментариев

Однажды ученики Микеланджело застали его возле своей последней работы в слезах. "Учитель, почему ты плачешь?" - спросили они. "Я не вижу в своей работе никаких изъянов", - ответил тот. "Так это же хорошо", - удивились ученики. "Ничего вы не понимаете. Если я не вижу недостатков в своей работе, значит, мой талант идет к упадку", - сказал Микеланджело. Вскоре после этого он оставил скульптуру и занялся сочинительством сатирических песенок.

Комментарии

    • Levanter
    • 15:43
    • 02 Дек, 2009

    Хм... путь к вышеупомянутым иллюстрациям:
    Форум "Притчи">>Тема "Иллюстрации к притчам">>стр.6>>от Пт Ноя 13, 2009 и от Ср Ноя 18, 2009.

    • Levanter
    • 17:59
    • 13 Ноя, 2009

    Немного в заключение:)
    После Падения Флорентийской республики в 1530-м г. (на фоне Итальянских войн 1494-1559гг.), в годы реакции, гибели политических и гражданских свобод, Микеланджело всё сильнее оказывался во власти пессимизма, его мучили тревога за будущее, мысли о хаосе и о смерти.
    Фреска «Страшный суд» (1534-1541) хорошо отражает состояние его духа в этот период (иллюстрации на форуме).
    На моё восприятие – какие-то ненужные, беспомощные - мощь, здоровье и красота - беззащитные перед судьбой - люди в ожидании Божьего Суда. Отмечают необычную трактовку – Суд не в процессе, а до того, в самом начале.
    Памфлетист Пьетро Аретино, обладавший острым и проницательным умом, писал в письме к Микеланджело: «Я чувствую, что "Страшным судом", который Вы теперь пишете, Вы хотите превзойти начало, оставленное Вами на сводах Сикстинской капеллы... Ваши картины, покоренные Вашими же картинами, Вам дадут славу торжествовать над самим собой. Кто бы не содрогнулся, приступая к такой ужасной теме? Я вижу ужас на лицах живых, угрожающие лики солнца, луны и звезд... Я вижу жизнь, превращающуюся в огонь, воздух, землю и воду. Я вижу там, в стороне, природу, в ужасе съежившуюся в своей дряхлой и бесплодной старости. Я вижу время, высохшее от страха, дрожащее, достигшее своего конца... Я вижу жизнь и смерть, охваченные ужасом и смятением, одну — уставшую подбирать мертвых, и другую — защищающую живых от удара...»

    «Хорошая живопись — это как бы сближение, слияние с Богом... Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия... Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы...» /Микеланджело/

    • Злюрик
    • 23:28
    • 12 Ноя, 2009

    Ну надо же какой приятный диспут получился. Вот так бы всегда.

    • Зеркало
    • 0:35
    • 11 Ноя, 2009

    "А что вам не нравится? Или поступок бедного пастуха Герострата нельзя сравнивать с малодушием Великого Микеланжело?"

    По-моему нельзя. Мне даже вообще не приходило в голову, что кто-то может их сравнивать и кажется диким такое сравнение, не потому что Микеланжело считается великим скульптором и художником, а Герострат - символом позорной славы, а потому что суть этих поступков совершенно различна. Герострат сжёг Храм Артемиды из банального тщеславия, Микеланжело сказал эти слова, как констатацию факта. И не было в них никакого малодушия - напротив честность по крайней мере с самим собой и со своими учениками. Куда хуже люди, которые занимаются творчеством, не чувствуя вдохновения, это действительно печальное зрелище. Рамазан, Вы не видите за поступками людей их глубинной сути. Вам почему-то кажется, что люди, о которых идёт речь в притчах, "играют", притворяются, говорят не то, что чувствуют, хотя на самом деле они честны. Ещё раз повторяю: не надо ничего выдумывать, в притче всё есть. Не понимаю, откуда это стремление всё объяснить по-своему? Из нежелания поверить, что всё так просто?

    "А Гай Юлий Цезарь вам сойдет? Тот каждый божий день устраивал театральные сцены.. Однажды речку перешел и завопил "Жребий брошен!" и начал долгую гражданскую войну..."

    Хорошая театральная сцена :) А его, должно быть, не поняли, решили, что он это всерьёз, и пришлось ему, бедному, идти Рим завоёвывать :)

    • Levanter
    • 18:23
    • 10 Ноя, 2009

    На похоронах Микеланджело в церкви стояла картина, написанная Алессандро Аллори. Вазари пишет:
    "... на картине длиной в пять локтей и шириной в четыре локтя была изображена школа искусств, где окружившие Микеланджело младенцы, мальчики и юноши всех возрастов до двадцати четырех лет подносили первые плоды трудов своих, то есть картины, скульптуры и модели, ему, как существу святому и божественному, принимавшему их благосклонно и поучавшему их в вопросах искусства, они же слушали его весьма внимательно и смотрели на него в изящнейших позах и с выражением лиц поистине прекрасным и в высшей степени благодарным".

    • Levanter
    • 18:11
    • 10 Ноя, 2009

    Насчёт учеников Микеланджело - Джорджо Вазари, считавший его своим учителем, в
    "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, и зодчих" - Жизнеописание Микеланджело Буонарроти, флорентийца, живописца, скульптора и архитектора упоминает:

    "Он любил и своих художников и работал с ними вместе, с такими, например, как Якопо Сансовино, Россо, Понтормо, Даниэлло да Вольтерра и Джордже Вазари, аретинец, по отношению к которому он был ласков бесконечно и который благодаря ему обратил свое внимание на архитектуру с намерением когда-нибудь ею заняться; он охотно вел с ними разговоры и рассуждал об искусстве. Те же, кто говорит, что учить он не желал, неправы, ибо он всегда давал советы и своим близким, да и всем, кто их у него спрашивал, но, хотя я при этом часто присутствовал, из скромности умолчу об этом, не желая обнаруживать чужие недостатки. Об этом легко судить по тому, что ему не везло с теми, кто жил у него в доме, поскольку он нападал на людей, неспособных ему подражать; так ученик его Пьетро Урбано из Пистойи был человеком одаренным, но утруждать себя так и не захотел. Антонио же Мини и рад был бы, но мозги оказались у него негодными, а ведь на жестком воске хорошей печати не поставишь. Старался изо всех сил Асканио из Рипы Трансоне, но плодов труда его мы не видим ни в картинах, ни в рисунках: он годами просиживал за доской, для которой получал картон от Микеланджело, и, в конце концов, все добрые надежды, на него возлагавшиеся, рассеялись как дым; помню, как Микеланджело из жалости к его потугам помогал ему собственноручно, но большого толку от этого не получалось. Он не раз говорил мне, что если бы был у него ученик, он сам, несмотря на преклонные годы, постоянно вскрывал бы трупы и написал бы об этом на пользу художникам, в кое-ком из которых он обманулся".

    • PAMA3AH
    • 17:39
    • 10 Ноя, 2009

    То же мне, сравнили божий дар с яичницей...
    А что вам не нравится? Или поступок бедного пастуха Герострата нельзя сравнивать с малодушием Великого Микеланжело?
    А Гай Юлий Цезарь вам сойдет? Тот каждый божий день устраивал театральные сцены.. Однажды речку перешел и завопил "Жребий брошен!" и начал долгую гражданскую войну...
    Это была вершина его творчества :)

    • Елумеев
    • 15:22
    • 10 Ноя, 2009

    А в самом деле, можно сделать худ. произвендение без недостатков? Тогда правильно, что мастер их не видит. Ему кажется что это вершина, он достиг потолка. Но поскольку этого, как утверждают,предела в творчестве не бывает то он ошибается.Это просто усталость, психологический откат после большой, трудной работы.Так что простим мастеру его сомнения. Уже утром он так думать не будет.
    Кстати, учеников у него действительно небюыло.

    • Levanter
    • 14:48
    • 10 Ноя, 2009

    Хм... когда говорил о ранних идеалах, имел в виду идеалы Возрождения, усвоенных Микеланджело ещё в молодости.

    • Levanter
    • 13:22
    • 10 Ноя, 2009

    Микеланджело Буонарроти (1475—1564) никогда не уходил из своего искусства с тем, чтобы удариться в "песенки". Сонеты он писал всегда.
    Речь, скорее, о сложном, позднем этапе его творчества, когда на фоне исторических событий, на волне пессимизма, мрачный Микеланджело разочаровался в ранних идеалах Возрождения - возвеличивание человеческой мощи, энергии, духовной и физической красоты и его живопись и скульптура начинают утрачивать внутренний героизм.
    Тогда, в конце 1530-х гг, он ушёл почти целиком в архитектуру, занимался практически только ею. И большинство своих сонетов он написал в это же время.
    Перед смертью Микеланджело, кстати, работал над вторым вариантом Пьеты - Оплакивание Христа (Пьета Ронданини - скульптура)

    • Зеркало
    • 1:11
    • 10 Ноя, 2009

    Всё очень просто. Не надо ничего выдумывать, в притче же всё написано: "Если я не вижу недостатков в своей работе, значит, мой талант идет к упадку". Пока мастер видит в своих работах недостатки, ему есть к чему стремиться. Как только он перестаёт их замечать, у него уже нет побуждающей причины совершенствоваться, а значит он достиг вершины и ничего лучшего создать уже не сможет.

    Это как в математике: пока производная положительна, функция растёт, как только она становится нулевой, функция перестаёт расти и обычно в таких точках она достигает своего максимального значения и дальше начинает убывать.
    Сколько таких было чудиков... Многие люди не помнят (не знают) ЧТО сжег Герострат, но почти любой скажет зачем он это сделал...
    То же мне, сравнили божий дар с яичницей...

    • PAMA3AH
    • 16:15
    • 09 Ноя, 2009

    А с чего вы все решили, что притча провозглашает такой вывод? "что если человек(великий художник) не видит своих ошибок,значит его (труды)"талант" идет на спад!"
    Этот вывод сделал Микеланджело - только он и только о себе.
    Кто его знает? - Может он просто устал? Может решил "сыграть на публику"?
    Сколько таких было чудиков... Многие люди не помнят (не знают) ЧТО сжег Герострат, но почти любой скажет зачем он это сделал...

    • Зеркало
    • 14:29
    • 09 Ноя, 2009

    "Выходит, раз мастер не видит недостатков то их нет?"

    Подозреваю, что вы не ответите, но просто интересно узнать, откуда это выходит по-вашему и каким боком? Из притчи это никак не следует.

    "И ещё: Разве у него были ученики?"

    http://www.epochtimes.ru/content/view/9039/34/

    • Злюрик
    • 14:01
    • 09 Ноя, 2009

    Выходит, раз мастер не видит недостатков то их нет? Этого быть не может! Недостатки в работе всегда есть! В притче мешает великое имя скульптора. Если его заменить на мало кому известное то многое в притче изменится - и смысл, и посыл,и идея.
    И ещё: Разве у него были ученики?

    • Василий
    • 22:34
    • 07 Ноя, 2009

    он перестал видеть недостатки, может они и есть но он их не видит, значит не к чему стремиться

  • 1
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED