• Янв-01, 2006
  • Андрей
  • 28 Комментариев

Однажды султан давал большой праздник. Приглашены были все знатные особы, только про муллу забыли. Однако он был среди гостей и чувствовал себя как рыба в воде. Султан в некотором замешательстве отвел муллу в сторону: "Как случилось, что ты здесь, ведь тебя не приглашали?". "Если хозяин не знает своих обязанностей, и не пригласил меня, то я могу воспользоваться своими обязанностями и быть вежливым гостем", - скромно ответил мулла.

Комментарии

    • Anonymous
    • 14:11
    • 19 Май, 2011

    это вроде тоже попахивает Ходжой Насреддином. Суть в вежливости:)

    • Эмуна
    • 2:50
    • 12 Мар, 2011

    Я согласна с РАМАЗАНОМ, что Восток - дело тонкое.И восточная гостеприимность намного отличается от западной.Но и стародавние обычаи и нравы одних и тех же народов ( например, русского)отличаются от современных обычаев.Все меняется, поэтому зачастую старые притчи нам не понятны по мотивированности поступков.А в этой притче речь идет, я думаю, об обязанностях, которые один забыл ( султан обязан был пригласить муллу, об этом ясно написано в этой притче), а другой(мулла), зная свои обязанности - присутствовать на больших праздниках в качестве духовного лидера - не забыл, и с честью и достоинством, так, как будто бы был приглашен, выполнял, о чем он скромно и доложил султану.

    • Levanter
    • 20:49
    • 07 Янв, 2010

    В городах у нас так запросто не ходят. Некоторые верующие часто приглашают моллу, чаще всего одного и того же... потом он может и сам заходить, без приглашения, но как правило, извещает заранее.
    А в сёлах да... обычное дело... в порядке посещения паствы.

    • PAMA3AH
    • 10:09
    • 06 Янв, 2010

    "Если бы он таким образом, невозмутимо, появился у меня в гостях, да ещё с достоинством прокомментировал своё появление, было бы очень смешно."

    У нас так частенько и случается. И раньше и сейчас бывает, что заходят прочитать Коран. Хозяева стараются угостить и отблагодарить такого гостя.

    • PAMA3AH
    • 10:04
    • 06 Янв, 2010

    Или суть в том что муллу надо везде и всегда обязательно приглашать?
    Именно так. А если кто и забудет это сделать, то мулла сам придет. Каждый выполняет свои обязанности.

    • yannus
    • 21:17
    • 29 Дек, 2009

    А в чём суть притчи. Я не понял? В том что можно приходить в гости без приглашения и выкрутиться когда зададут вопрос, - чего ты здесь делаешь?
    Или суть в том что муллу надо везде и всегда обязательно приглашать?

    • Halima
    • 21:47
    • 11 Май, 2009

    Красавчик- вот и все!

    • Levanter
    • 12:19
    • 31 Янв, 2009

    По-моему смешно и мило. Анекдотичная невозмутимость, при восточной ментальности. Если бы он таким образом, невозмутимо, появился у меня в гостях, да ещё с достоинством прокомментировал своё появление, было бы очень смешно.

    • Кася
    • 13:07
    • 12 Янв, 2009

    Так может вся мудрость мира как раз-таки в этом простом "недотепе" - сохранять в своей душе солнце при любых жизненных обстоятельствах?!

    • Кася
    • 13:04
    • 12 Янв, 2009

    Поддерживаю полностью Зеркало. Умно, метко,интеллигентно... И еще по поводу "святой простоты". Нулевая карта Таро (начало всех начал)называется "Глупец" и несет в себе следующий смысл:солнце ли на улице или дождь - он счастлив, обут он или разут - он счастлив

    • Зеркало
    • 22:51
    • 11 Янв, 2009

    Ещё один довод:

    "Однако он был среди гостей и чувствовал себя как рыба в воде."

    Если его поведение не должно вызывать ни у кого удивления, то что здесь делает противительный союз "однако"? А слова "и чувствовал себя как рыба в воде" только усиливают это ощущение странности. Если всё происходящее в порядке вещей, то почему бы ему и не чувствовать себя, "как рыба в воде" и зачем тогда специально акцентировать на этом внимание? И откуда тогда взялось "некоторое замешательство" султана? Понимаете, Рамазан, я не задумываюсь над такими мелочами, когда читаю притчу, однако на подсознательном уровне все они формируют определённое отношение к ней и моё понимание того, что хотел сказать автор. Я не знаю, не в обиду вам будет сказано, но, возможно, вы просто не так хорошо чувствуете все эти лингвистические тонкости.

    • Зеркало
    • 22:17
    • 11 Янв, 2009

    Всё-таки очень рекомендую вам книгу Леонида Соловьёва: "Повесть о Ходже Насреддине". Она очень легко читается и в то же время, взявшись её читать, вы вряд ли будете в обиде на меня за потраченное время. Я, во всяком случае, получил удовольствие. Я это к тому, что образ Насреддина там вряд ли можно охарактеризовать словами "Недотепа. Святая простота", а точнее образ недотёпы, согласно книге, является лишь маской, за которой скрывается мудрость (впрочем, я об этом уже говорил раньше). Я не знаю, сочтёте ли вы мои источники достоверными, но по крайней мере 3 из них характеризуют образ Ходжи Насреддина, как "образ народного мудреца и острослова": эта указанная книга, энциклопедия и часть притч на этом сайте. Насчёт его вымышленности не знаю. Из книги (особенно из второй её части "Очарованный принц") у меня сложилось впечатление, что речь идёт о реально существовавшем человеке. Предполагаю, что был реальный исторический персонаж, которого молва превратила в героя анекдотов. Разумеется, не стану спорить, что большинство историй про Насреддина либо выдуманные, либо сильно преувеличенные...

    Но это так, лирическое отступление. Я вовсе не то хотел сказать, что Ходжа Насреддин на самом деле историческая личность и поэтому ваши доводы неверны. Даже если он полностью выдуман, то почему вы решили, что в данной притче речь идёт о реальных людях? Тем более, тут даже не названо имён.
    Кроме того:

    "А уж иронизировать над конкретными людьми, и уж тем более "сильными мира сего" такого никогда не было."

    И тем не менее:

    "Для меня иронично звучит сам вопрос хозяина..."

    Т.е. Султана по-вашему нельзя отнести к "сильным мира сего" в отличие от муллы?
    Далее, не знаю насчёт вежливости, в принципе, у разных народов понятие вежливости может отличаться, поэтому я не могу знать, иронизировал ли автор, называя притчу "вежливый гость", но, вот, понятие скромности, вообще говоря, общечеловеческое. Одни и те же действия не могут у одних народов характеризоваться, как проявление скромности, а у других - как проявление нескромности. Вряд ли, можно сказать, что называя самого себя "вежливым гостем", мулла ведёт себя скромно, скорее наоборот - нескромно, поэтому тут возможен один из трёх вариантов: либо это неточный перевод, либо автор не знает значения слова "скромность", либо автор просто иронизирует, называя слова муллы скромными. Какой вариант выбираете вы?

    • Рамазан
    • 21:27
    • 11 Янв, 2009

    Ладно, извиняюсь, давайте на другой уровень.
    -------------
    Кожа Насыр... Кажись я уже писал наше к нему отношение. Это герой анекдотов. Выдуманный герой. Недотепа. Святая простота. Народ сочинял истории и иронизировал над неким ВЫМЫШЛЕННЫМ персонажем.
    А уж иронизировать над конкретными людьми, и уж тем более "сильными мира сего" такого никогда не было. Восток тоньше. Восток мудрее этого.

    • Зеркало
    • 20:32
    • 11 Янв, 2009

    "Ко всему, что написано не вами, вы относитесь с изрядной долей превосходства."

    Да, неужели, Рамазан? И где же вы увидели это превосходство "в отношении ко всему, что написано не мной"? В том, что я специально подчеркнул, что это лишь моё отношение, не претендующее на объективность? Или в том, что это отношение не совпадает с вашим? Зато ваше превосходство, вы даже не пытаетесь скрыть: только вы понимаете притчу правильно, все, кто с вами не согласен, ни хрена не понимают, потому что не знают вашей ментальности.

    "Проблема большинства русскоязычных (и ваша личная Зеркало), в том, что даже таких народов как татары, калмыки, буряты, казахи, живущих с русскими бок о бок уже сотни лет, вы не знаете. Не знаете ментальности, не знаете и не понимаете их культуры.Куда уж вам познать китайцев, арабов?"

    Это по вашему не превосходство в отношении к другим людям и народам? Извините, Рамазан, но такие, вот, высказывания напрочь отбивают желание изучать вашу культуру.
    Про другие примеры превосходства с вашей стороны при анализе притч я уже молчу... Или показать?
    Или, может быть, всё-таки перейдём на другой уровень общения и не будем воспринимать любое не понравившееся высказывание, как наезд в свой адрес или в адрес автора притчи и свидетельство превосходства в отношении?

    • Кася
    • 17:11
    • 11 Янв, 2009

    Слова восточного мудреца Цадаси:
    Войдя в родимое жилье,
    Забудь условности, кунак!
    Спина зачешется - ее
    Чеши хоть о дверной косяк!
    В своем доме я вправе делать, что хочу и видеть в нем - кого хочу. В данном случае восточная мудрость полностью созвучна со славянской,что в чужой монастырь со своим уставом не ходят даже трижды приятные гости. Тем более без приглашения. И европейские условности здесь не причем. P.S. Я очень гостеприимный и хлебосольный человек, но хочу чтобы уважали мое право выбора!

  • 1
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED