Сомнения мистера Д

  • Дек-17, 2010
  • Катерина
  • 2 Комментариев

Жил в Нью-Йорке один религиозный еврей, назовём его мистер Д., который чтил заповеди Господа и строго соблюдал законы. Судьба была благосклонна к нему: он был богат. Занимался он тем, что покупал и продавал недвижимость.
Купил он однажды высотное здание, и приблизительно через месяц после покупки, появился покупатель, который предложил за этот дом сумму больше на миллион долларов.
Сделка была очень выгодной, и мистер Д. радостно предвкушал грядущую прибыль.
А надо сказать, что при покупке на большую сумму, от момента соглашения обеих сторон и до момента окончательной передачи собственности в руки нового владельца, должен пройти — ни много, ни мало — месяц. В течение этого месяца, продавец не имеет права продать собственность другому лицу.
В течение месяца, вдруг мистер Д. узнает, что фундамент здания значительно повреждён, то есть дом этот не стоит суммы названной покупателем, и даже не стоит суммы, которую заплатил он сам.
Мистер Д. посоветовался со своим адвокатом, и тот сказал:
— Послушай, покупатель уже назвал тебе цену, если он при осмотре не заметил повреждения в фундаменте, то это его проблемы. Ты тоже обнаружил повреждение случайно, ты мог и не знать о нём.
Мистер Д. задумался. Как бизнесмену, ему, конечно, хотелось оставить всё как есть. Однако, как человек порядочный и к тому же религиозный, он считал своим долгом сообщить покупателю о трещине в фундаменте.
— Послушай, — продолжал адвокат, не мне тебе объяснять, что покупатель тут же расторгнет сделку, а здание требует серьезного ремонта, ты потеряешь на своей честности очень много.
Мистера Д. терзали сомнения.
Что делает еврей, когда не знает что ему делать? Он идёт к раввину.
Выслушав историю про здание, раввин вскричал:
— Ха! Миллион долларов чистой прибыли! Ты хорошо подумал прежде, чем рассказать покупателю о повреждении?
— О-кей, — сказал мистер Д. — А если я вырученные полмиллиона пожертвую бедным или отдам на строительство школ, больниц, синагог?
— Ха! — вскричал раввин ещё раз. — Ты хочешь дать взятку Богу?
Мистер Д. ушёл от раввина в ещё большем смятении.
Последующие дни он думал над проблемой, перечитывал Тору, взвешивал все «за» и «против». Через несколько дней он появился опять на пороге у раввина.
— А что, если я весь миллион вырученный от покупки отдам бедным?
— Послушай, — ответил раввин, — если ты пожертвуешь такую сумму на школы, больницы и синагоги, все будут считать тебя очень щедрым и благочестивым человеком. Тебя будут ставить в пример молодежи, твои друзья будут гордиться знакомством с тобой, но весь этот почёт и уважение будут куплены путём обмана, ведь тебе придётся обмануть другого человека.
— Значит законы Торы предписывают мне рассказать покупателю о трещине в фундаменте?
— В Торе ничего не сказано о миллионе долларов прибыли.
— Но так что же мне делать!
— Есть два пути: получить благословение или же получить проклятье.
— Что это значит?
— Талмуд учит нас: один еврей купил осла. Но когда он вывел осла за ворота рынка и осмотрел свою покупку, то обнаружил у него в ухе крупный бриллиант. Не задумываясь, еврей вернулся на рынок, разыскал человека, продавшего ему осла, и сказал: «Возьмите ваш бриллиант. Я заплатил за осла, но я не платил за бриллиант». И тогда продавец осла воздел руки к небу и сказал: «Да будет благословен этот человек и его народ!» У тебя тоже есть шанс получить благословение. Или же тебе вслед понесется проклятие.
И вот наступил день завершения сделки.
Мистер Д. со своим адвокатом и покупатель со своим адвокатом встретились в офисе. Адвокат мистера Д. сказал:
— Ввиду того, что за это время была обнаружена трещина в фундаменте, наша сторона не будет возражать, если ваша сторона расторгнет сделку. Никаких претензий с нашей стороны не последует.
Адвокат покупателя вскочил со своего места:
— Скажите, а зачем вы это делаете? Цена была названа за здание в таком виде, как оно есть. Нет ли здесь какого-нибудь умысла?
— Нет, — отвечает адвокат мистера Д. — Дело в том, что мой клиент — человек глубоко религиозный, и, согласно его религиозным убеждениям, не может скрыть факт обнаружения трещины в фундаменте.
Адвокат покупателя уединился со своим клиентом в другой комнате для совещания, где сказал ему:
— Послушай, эти евреи такие хитрые. Я тебя уверяю, что там нет никакой трещины. Просто они нашли покупателя, который готов заплатить больше чем ты, и хотят, чтобы ты сам отказался от покупки. Таким образом, они не будут платить неустойку.

Комментарии

    • Pantera
    • 1:48
    • 18 Дек, 2010

    Думаю, что люди с твердой внутренней основой не будут взвешивать выгоды принятия того или иного решения, так как для них для них не существует вариант «поступить НЕ честно». Люди сомневающиеся не имеют собственной основы, они ищут ее в религии, в мнениях большинства или уважаемого человека. Есть люди с четким ориентиром на максимизацию собственной выгоды, которых ничуть не заботит честность способов ее получения. В итоге практически каждый сталкивался в своей жизни с обманом, что привело к тому, что даже за честным поступком видится подвох.

    • Зеркало
    • 17:16
    • 17 Дек, 2010

    Забавно, многим людям всегда надо рационализировать получаемую выгоду: не деньги, так уважение, не уважение, так благословение. Неужели простое осознание того, что ты поступаешь честно, не может приносить радость, которая стоит того, чтобы так поступать?

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED