Сокол требует уважения

  • Дек-05, 2008
  • Катерина
  • 26 Комментариев

Говорят, что Махан был великим царём, мудрым и совершенным. Однажды он увидел своего сокольничего, который пил воду, держа сокола на руке. Он приказал дать ему сто палок, говоря:
— Удивительное дело! Сокол — это царь птиц, наиболее милый и ценный в руке царей. Как могло случиться, что ты совершил такую невежливость? И вот он, ценимый царями, сидит на твоей руке, а ты в это время пьёшь воду, или что там ещё!
Сокольничий в растерянности спросил царя:
— Да продлит Аллах твои дни, а если у меня жажда и я держу сокола, что же мне делать?
— Дай подержать сокола другому, достойному доверия, и, когда птица будет сидеть у него на руке, можешь пить воду и делать то, что тебе нужно, — ответил царь.

Комментарии

    • Рамазан
    • 12:45
    • 20 Янв, 2010

    Замечательная притча, Левантер.
    Значит надо создать раздел "Кыргызские притчи" (Иссык-куль - это Киргизия) и добавить его туда.

    • Levanter
    • 12:21
    • 20 Янв, 2010

    Прочитал, кстати, в инете, одну шикарную легенду с озера Иссык-Куль, о беркуте и его хозяине:
    "У знаменитого сынчы и беркутчи Обол-бека был беркут. Когда он охотился с ним, тот брал лису и смотрел на хозяина долгим мрачным взглядом или не брал добычи и также долго и пристально смотрел на охотника. Однажды после неудачной охоты Обол-беку объяснили, что у него не простой беркут, а аристократ, что его зовут Мырза конур (мрачный Господин). Чтобы он перестал загадочно смотреть на охотника и был добычливым, хозяин его должен богато и красиво одеваться, выезжать на охоту на хорошем коне, иначе беркут не будет уважать его и станет считать хозяина своим рабом. После этого дела пошли на поправку, беркут перестал мучить хозяина загадочным взглядом и стал энергично охотиться".

    • Levanter
    • 13:13
    • 18 Янв, 2010

    Словом "говорят" начинаются многие истории... учитывая, что предания в старину имели устное хождение.
    Сокольничий, по-моему, не проникся ни соколом, ни своим статусом, ни делом... проявил расхлябанность на боевом посту, пусть даже из-за невинного желания попить воды.
    Думаю, что неважный, несобранный сокольничий может конкретно испортить хорошего сокола - негативно повлиять на его природные характеристики, в силу восприимчивости животных и птиц к человеку.
    Не знаю как насчёт палок, но по сути Махан был прав.
    Хотя думаю, что 100!палок научат сокольничего держать удар и... он обретёт наконец необходимый ему на работе уровень концентрации).

    На чёрном рынке ловчая птица иногда стоит больше хорошего автомобиля.
    В евроновостях попался как-то сюжет об изъятой партии. Из-за плохого содержания от ловчей птицы там осталось одно название – жалкий вид, форму напрочь утратили, многие вообще умерли... безобразие.

    • Зеркало
    • 17:34
    • 12 Дек, 2008

    Знаете, Рамазан, мне кажется, что хорошая притча тем и отличается от плохой, что она понятна независимо от понимания ментальности автора. Я, например, считаюсь русским, но мне близки и понятны многие индийские, буддийские и дзенские притчи, а вот православие, которое считается исконно русским (хотя на самом деле это тоже далеко не так) никогда не было мне близко. Мне кажется, есть вещи, общие для всех народов. К таким вещам относится например мудрость. Есть конечно выражения "русская народная мудрость", "китайская мудрость", но они говорят лишь о происхождении, а вовсе не о границах применимости. У нас многие, восхищаются Буддой, цитируют китайских мудрецов, становится популярным дзен-буддизм, индуизм, т.е. вещи, которые, казалось бы, имеют довольно слабое отношение к русской культуре. Это говорит о том, что несмотря на различия в культурах, есть вещи, которые объединяют людей во всём мире и позволяют понимать друг друга. Я могу понять, что царь поступил согласно традициям своего времени и менталитету своего народа, но я не могу понять, почему его действия при этом считаются мудрыми. Он поступил так или примерно так, как должен был поступить царь в его ситуации. В притче должно говориться об общечеловеческих ценностях, здесь же этого нет.

    • Рамазан
    • 10:05
    • 12 Дек, 2008

    Символы, их признание или отрицание - это все анатураж...
    Из состоявшегося разговора я в очередной раз убедился в том, что читатели в большинстве своём, попросту не способны понять смысл притчи, не понимая ментальности автора (будь-то конкретный человек или народ), не погружаясь в его культурную среду.
    Я сам, конечно же, не исключение из этого. Мне очень трудно порой понять китайцев, индусов и прочих тайцев. А в данном случае мне немножко легче - я понимаю душу некоторых азиатских народов. Из тех, что традиционно мусульманские.
    Попросту получается, что никто не сможет вас сделать "немножко французом", дабы вы могли бы насладиться тонким вкусом настоящего вина. Этого вы можете достигнуть только сами. Или не сможете.

    • Зеркало
    • 4:12
    • 12 Дек, 2008

    Pantera, извините, я удилил свой последний пост, потому что он мне показался лишним, а вы, видимо, успели его увидеть. Пожалуй, теперь снова придётся оставить ссылку
    Чем привлекла мой внимание эта статья - тем, что там тоже есть слова про оскорбление символов, т.е. именно том, о чём мы говорили с Рамазаном! Может, это повод задуматься?

    • Pantera
    • 3:48
    • 12 Дек, 2008

    Меня всегда удивляло, почему подобные вещи вызывают такой общественный резонанс (вспомнились также дискуссии о фильме «Код Да Винчи», который, кстати, я не стала смотреть по религиозным соображениям). Националисты, устраивающие травлю на художницу, не имеют никакого отношения к понятию «любовь к Родине», как и представители церкви, со злостью в глазах отстаивающие свою позицию, к понятию «истинная вера». Конечно, каждый сам выбирает для себя, верить в Бога или нет, разделять общественные ценности или не разделять… Мне кажется, что даже не разделяя эти ценности, их стоит уважать, также как и право выбора тех, кто занимает противоположную позицию. Навязывание своего мнения (как с одной, так и с другой стороны) просто не имеет смысла…

    • Зеркало
    • 20:14
    • 11 Дек, 2008

    Милена, согласен. Просто мы с Эльфом сказали об одном, а Рамазан - совсем о другом. Из-за этого возникло непонимание, разрешить которое помогла Pantera, подобрав нужные слова, с которыми согласились оба оппонента. Самое интересное, что всё сказанное Рамазаном не противоречит первой реплике Эльфа. Видимо, ему не понравилось наше негативное отношение к притче, а не доводы.

    • Милена
    • 18:15
    • 11 Дек, 2008

    н-да...Зеркало и Рамазан,
    вы по-моему просто совсем по-разному смотрите на вещи..
    я думаю, вы оба правы, просто каждый сформирован под влиянием своего окружения... мне кажется, оно у вас совем разное..
    Но и то и то - верно! ведь не зря же мы такие разные ))) зачем ссориться..?..
    первый комментарий +1 !

    • Зеркало
    • 22:56
    • 10 Дек, 2008

    Зеркало, я кажется начал понимать ваши взгляды на вещи. Вы видимо не признаете такие символические вещи как: флаг, Родина, традиции.. Так?
    Похоже вы действительно начали что-то понимать. Я не то чтобы не признаю символические вещи, просто не могу принять поклонение символам, как тому, что они символизирует. Я люблю свою родину, Рамазан, но я различаю такие понятия, как служение родине, служение государству или служение царю, президенту и т.п.! Подмена одних понятий другими приводит к фанатизму: люди перестают понимать, за что именно они борятся и у них остаётся только слепая вера и поклонение символам! Да, люди умирали за флаг и за этого "циника" Наполеона, бросившего им эту "тряпку" тоже умирали (видимо, сами называя его циником, вы, тем не менее, принимаете как должное, то, что его подданные должны считать его мудрейшим и справедливейшим царём и всячески преклоняться перед ним!), а ещё люди умирали за право креститься двумя пальцами, а не тремя! Вы считаете это геройством? Для меня это фанатизм. Хотя я признаю подвиги (не знаю, были ли вы свидетелем моего разговора с Амиром), но для меня подвигом является только поступок сделанный во имя спасения, а не воимя слепой веры и поклонения символам!
    Да вам батенька, надо сто палок дать или отправить на гауптвахту, ибо другие методы прояснения вашего сознания попросту исчерпаны.

    Да, вы, батенька, похоже отстали от жизни на несколько веков. Видимо, для вас традиционное общество является самым мудрым и прекрасным устройством государства, вот вы и оправдываете все его аттрибуты. Давайте заодно и инквизицию восстановим - это ещё более действенный метод прояснения сознания :)
    Простому офицеру и бандиту не пристало самолично решать судьбу венценосной особы, пусть даже это всего лишь вождь первобытного племени - такой вердикт вынес мадридский престол.
    ...
    Иначе, мы бы жили сейчас по "законам" Кортеса и Писсаро.

    Браво, Рамазан! Т.е. для вас главное в этой истории, насколько я понял, является не то, что он был бандитом-головорезом, а то, что он не уважал царей! И если мы не будем почитать символы государства, монаршей власти, религии и т.п., мы все станем бандитами?! Я вас правильно понял? А вы никогда не слышали о таких вещах, как любовь, милосердие, сострадание? Или вы отрицаете их, как движущие силы? Что ж, тогда похоже мы действительно с вами живём в разных эпохах. Впрочем, во все времена находились люди, которые мыслили другими категориями и сто палок для них было, пожалуй, одним из самых лёгких наказаний, но несмотря на это именно они сформировали те ценности, которые в настоящее время существуют в мире, и продолжают формировать сейчас.
    Зеркало, уважения требовал царь не себе, а всему, что ДОЛЖНО БЫТЬ ДОРОГО самому сокольничьему.

    Рамазан, похоже вы до сих пор не поняли, что ни один царь не властен над человеческими чувствами. Он может заставить преклоняться перед собой, оказывать ему всяческие знаки почёта и уважения, но он не может заставить любить и уважать себя. Будь царь хоть немного мудрее, он бы просто взял другого сокольничего.
    Насчёт Омара Хайяма не знаю. Я лишь высказал своё предположение. Только я не стал бы так обобщать: "На Востоке так не принято говорить". Вы же не можете знать, что было в голове у Хайяма в этот момент. Поскольку Омара Хайама тут нет, давайте не будем спорить на эту тему (по западному обычаю).
    А вы Зеркало, как помниться любитель математики...
    Пошто такое неуважение к математику... Омару Хайяму?

    Вот этим мы с вами и отличаемся Рамазан! Я стараюсь быть осознанным и оценивать произведения не по авторитету их автора, а по ним самим! Я считаю, что притча плохая (примитивная), кто бы ни был её автором! Если люблю математику, это не значит, что я должен преклонятся и считать величайшей мудростью любое слово, которое скажет математик, пусть даже великий. Я не обижался, когда очень уважаемый мной учитель математики называл то, что я записал, на доске бредом сивой кобылы, потому что понимал: он говорил так независимо от своего отношения ко мне и к моим умственным способностям! А вы, если хотите, можете называть это неуважением. Продолжайте смотреть на палец мудреца, а мне приятней любоваться Луной.

    • Рамазан
    • 9:17
    • 10 Дек, 2008

    Насчет Омара Хайяма. В его словах нет ёрничества. На Востоке так не принято говорить. Тут хвальба может оказаться черезмерной лестью, но говорить с подтексом, а тем более с ёрничеством - такого обычая нет.
    Слова Хайяма надо понимать прямо: -Махан был великим царём, мудрым и совершенным! (принять как факт). Соответсвенно по логике, все что делает мудрый царь тоже мудро. Дать сто палок за неуважение к соколу - мудрое решение (вывод).
    А вы Зеркало, как помниться любитель математики...
    Пошто такое неуважение к математику... Омару Хайяму?
    Соответсвенно

    • Рамазан
    • 9:06
    • 10 Дек, 2008

    Что касается того, что царь требовал уважения к себе...
    Я читал когда-то про то как Кортес с Писарро завоёвывали Южную Америку.
    Так вот, Писсаро умудрился захватить в плен вождя индейского племени. Знаменитый испанский головорез настолько "потерял голову" от успехов, что казнил индейского вождя. За что впал в немилось испанского двора. Ведь тот был... монархом!!!
    Простому офицеру и бандиту не пристало самолично решать судьбу венценосной особы, пусть даже это всего лишь вождь первобытного племени - такой вердикт вынес мадридский престол.
    Зеркало, уважения требовал царь не себе, а всему, что ДОЛЖНО БЫТЬ ДОРОГО самому сокольничьему.
    Иначе, мы бы жили сейчас по "законам" Кортеса и Писсаро.
    А что думает сам сокол... Вы это серьезно спрашивали?

    • Рамазан
    • 8:54
    • 10 Дек, 2008

    Зеркало, я кажется начал понимать ваши взгляды на вещи. Вы видимо не признаете такие символические вещи как: флаг, Родина, традиции.. Так?
    Ну дак, я вам скажу, что огромному большинству людей эти вещи очень дороги. Наполеон говорил: "Дайте людям кусок разноцветной тряпки и они будут умирать за неё" и люди умирали за... флаг.
    Наполен был цинником, но ведь дорога не сама "тряпка", не сам флаг, а то, что оно символизирует. Люди умирали за неё, а вы знаменосцу который будет небрежно с ним обращаться, затрудняетесь сделать замечание.
    Да вам батенька, надо сто палок дать или отправить на гауптвахту, ибо другие методы прояснения вашего сознания попросту исчерпаны.
    Что касается сокола, еще раз объясняю, что на Востоке, эта птица очень высоко почитается. Поэтому сравнение с флагом здесь вполне уместно. Да что там Восток! У многих европейских государств в гербе нарисован орёл. Вот так и представляйте себе, что эти птицы - символ власти, символ государственности.

    • Зеркало
    • 5:08
    • 10 Дек, 2008

    Подумал сейчас... А может, Омар Хайям (если действительно он автор) не так и прост... Всё-таки гениальный математик и поэт своего времени. Не мог он опуститься до такого примитива, чтобы восхвалять эту сомнительную мудрость Махана. И как он тонко выразился: "Говорят, что Махан был великим царём, мудрым и совершенным". Обычно, если в притчах и оцениваются личные качества её героев, то напрямую: "один глупый человек", "один мудрец" и т.д., а тут: "говорят...". Т.е. люди так говорят, а ты уж, читатель, сам суди :)

    • Зеркало
    • 4:12
    • 10 Дек, 2008

    2 Pantera
    http://pritchi.castle.by/ras-2-19.html

  • 1
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED