• Фев-04, 2009
  • Катерина
  • 17 Комментариев

У бабы-вдовы умер её единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить её в самый день похорон. Она застала её дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой. Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.
«Господи! — подумала барыня. — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе! А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец.
— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слёзы снова побежали по её впалым щекам. — Значит, и мой пришёл конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.
Барыня только плечами пожала и пошла вон. Ей-то соль доставалась дёшево.

Комментарии

    • Рамазан
    • 16:41
    • 08 Фев, 2009

    Мдя уж. Рассказ хорош, но вот последнее предложение явно лишнее.
    Тургенев в ней прямолинейно дал понять свою позицию.
    А зря... Зато обсуждение - фейрверк интеллектуальности.
    Бабка - "быдло", барыня - тоже быдло. Все вокруг - быдло.
    Примитивно всё как-то.

    • Levanter
    • 17:46
    • 07 Фев, 2009

    "Но, по себе знаю, как в стрессовых ситуациях на первый план выходят какие-то глупые мелочи.Возможно, это что-то типа защитной функции психики."

    Трудно не согласиться с вами, но в данном случае что-то не то вырулило.

    "Несчастная женщина с таким же успехом могла заниматься какой-либо бытовой работой, суетиться,чтобы окончательно не сойти с ума от горя и не впасть в ступор."

    Уж лучше бы это.

    "Не могу представить, барыню, стоя хлебающую щи..."

    А стол-то в избе, наверное один...
    Левая рука плетью...К чему бы это? Наверное её сердечный удар потом хватит.

    • Яблочко
    • 14:56
    • 07 Фев, 2009

    Levanter, в чём-то Вы правы. Не могу представить, барыню, стоя хлебающую щи...
    Согласна с Касей. Механические, неосознанные поступки подчёркивают психологическую травму в этой ситуации.

    • Кася
    • 14:55
    • 07 Фев, 2009

    Levanter, я прекрасно понимаю, что Вас покоробила,так называемая "бережливость" бабки. Но, по себе знаю, как в стрессовых ситуациях на первый план выходят какие-то глупые мелочи.Возможно, это что-то типа защитной функции психики. Несчастная женщина с таким же успехом могла заниматься какой-либо бытовой работой, суетиться,чтобы окончательно не сойти с ума от горя и не впасть в ступор.В такие минуты просто не задумываешься над природой своих слов и поступков.Может именно это свойство помогает пережить людям свою беду.

    • Levanter
    • 11:05
    • 07 Фев, 2009

    Думаю, вдова всем своим видом показывала, что душа её умерла вместе с сыном, что поступки её безчувственны, так как она перешагнула предел отчаяния.
    С этим можно согласиться.
    И по-моему умственное развитие не находится в одной плоскости с душевным пространством. Если даже человек умственно отсталый, это не значит, что он не способен испытывать боль (неважно, душевную или физическую).
    Кася, кажется вы невнимательно читали. Душа,в некотором смысле не зависит от ума, и вдвойне плохо, когда ни того, ни другого. В данном случае душа у бабы была, но горе не отрешило её от неприятной, в этот момент, бережливости. Отрешилась она, как раз, от смерти сына.Убитая горем баба, сохранила полную ясность ума и чётко помнила, что щи посолены. Несколько поражает не то, что она ела вообще, а причина, по которой она это сделала. По мне, никакой дефицит соли не оправдание. Но почему я ей по-человечески сочувствую, так это потому, что мало она от природы была умом недалёкой, так ещё и тёмная жизнь.
    Сын мёртв. Где его душа неизвестно и как к этому относится - тоже.
    Вы ошибаетесь. Душа его находилась там и видела и слышала всё. Думаю, ему открылось нечто большее и он по-сыновьему её простил.
    вы будете хоронить не меня, а моё мёртвое тело".
    Возможно иногда Сократ говорил меньше, чем думал.

    • Зеркало
    • 2:35
    • 07 Фев, 2009

    "Неужели сын, кормивший её, недостоин тарелки пропавших щей?"

    А что значит "недостоин тарелки щей"? Сын мёртв. Где его душа неизвестно и как к этому относится - тоже. Когда ученики спросили Сократа: "Как нам хоронить тебя", он ответил: "Вы, видимо, невнимательно меня слушали, если спрашиваете такое: вы будете хоронить не меня, а моё мёртвое тело". Просто попытайтесь мыслить другими категориями и без эмоций.

    • Кася
    • 2:18
    • 07 Фев, 2009

    Согласна с Яблочком:дай Бог нам никогда не узнать, что там, за гранью отчаяния. Levanter, мне кажется Вы погорячились насчет "быдла".И по-моему умственное развитие не находится в одной плоскости с душевным пространством. Если даже человек умственно отсталый, это не значит, что он не способен испытывать боль (неважно, душевную или физическую).

    • Яблочко
    • 21:54
    • 06 Фев, 2009

    Думаю, вдова всем своим видом показывала, что душа её умерла вместе с сыном, что поступки её безчувственны, так как она перешагнула предел отчаяния. И ни какие осуждения не тронут её уже...

    • Levanter
    • 11:10
    • 06 Фев, 2009

    Возможно, что если меня не долго кормить, я стал бы больше ценить блага(хотя и так считаю себя сознательным, ибо не избалован). Но, господи, не стал бы я щи вот так вот есть, когда сын на столе. Разве это светское? Душа-то где? Как в горло-то пролезло? Неужели сын, кормивший её, недостоин тарелки пропавших щей? Может, откажись она от сиюминутного, Господь бы воздал ей. Вряд ли бы она "сдохла", как вы выразились, без этих щей. Что же это, как не слепая привычка к бедной жадности, которую ничто не остановит(или вы предпочитаете слово "бережливость"?).
    И потом, я не возношу барыню, у неё свои недостатки или даже пороки.
    А человеческого звания лишаются не из-за манер или развития, а из-за поступков души. Кроме того, я не говорю, что то, что сделала баба, смертный грех. Но, возможно, она бы заплакала ещё горше, если бы осознала всё это. Тогда бы она почувствовала, что значит быть человеком. Просто у неё, с её природой, да от такой жизни не было возможности.

    • Зеркало
    • 9:35
    • 06 Фев, 2009

    Разумеется, помещица не стала бы хлебать щи. Просто потому что она скорее всего предпочитает более изысканные блюда и она может их есть в любое время, когда захочет и не должна мучится мыслью, что щи пропадут, если она их не съест. Но, извиняюсь, "сдохнуть" с голоду из-за смерти сына или даже есть несолёную пищу она бы тоже не согласилась, продать своё имение или хотя бы часть имения, пожертвовав деньги на благотворительность, думаю, тоже (вы и это назовёте жадностью?). Вы скажете, это вещи, несоизмеримые с тарелкой щей? А вы сравните их уровни доходов или, вернее, уровень жизни, потому что доходов у крепостных вообще практически никаких не было. Просто её поведение не согласуется с нормами приличия, принятыми в том обществе, в котором находится барышня и котором находимся мы, вот и всё и это теперь даёт вам право называть её "быдлом", просто потому что она не проявляет свои эмоции так, как того требуют приличия светского общества, хотя она и испытывает боль утраты не меньше чем барышня... Думаю, если вам не давать никакой пищи дней пять, вы бы тоже стали "жрать щи из жадности" после этого, и если всю жизнь жили впроголодь, тоже дорожили бы каждой тарелкой. Но при чём здесь умственное развитие и человеческое звание? Что, от того, что ты ведёшь себя не как на светском приёме или от того, что ешь щи, или просто не соблюдаешь определённые правила поведения, ты лишаешься человеческого звания?

    • Levanter
    • 9:01
    • 06 Фев, 2009

    Не думайте, что я не сочуствую бабе. Её умственное развитие на таком уровне, что бедняга даже не представляет, что имеет право на человеческое звание. В противном случае она не стала бы, извините, "жрать" щи из жадности. Ну, а как это ещё назвать? Помещица же просто олицетворяет своё сословие. Но щи-то она не стала бы хлебать. Вообще-то исключения и там, и здесь бывают.

    • Зеркало
    • 7:45
    • 06 Фев, 2009

    "Быть осведомлённым" и представлять - это совсем разные вещи. Вы, конечно, можете назвать бабу быдлом, но, простите, не меньшим ли быдлом является помещица, которую не особо заботит судьба своих крестьян, положение в котором они находятся, для которой даже визит к крестьянке - некая формальность, потому что она не способна сопереживать ей. Последнее предложение очень точно выражает причину этого: для того, чтобы понять бабу, надо в прямом смысле добывать свой хлеб потом и кровью, а то, что достаётся тебе легко, от того легко и отказаться...

    • Levanter
    • 6:58
    • 06 Фев, 2009

    Почему же? Мы прекрасно осведомлены об этом из истории. Жизнь, конечно делает из людей быдло, но бывают и исключения. Иначе бы в человеческой истории ничего не менялось. Смерть сына-то баба расценила больше как смерть кормильца. Хотя ничто человеческое и ей не чуждо.

    • Зеркало
    • 19:52
    • 05 Фев, 2009

    А при чём здесь логика? Ваши слова говорят лишь об одном: мы сейчас даже представить не можем того положения, в котором находились крепостные крестьяне во времена Тургенева, впрочем, как и представители высших сословий в те времена.

    • Levanter
    • 13:27
    • 05 Фев, 2009

    Ну и логика! За сыном помереть готова, а щам пропасть не даст. Вот что бедность делает с людьми!

  • 1
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED