Рождение Дзэн-буддизма

  • Апр-16, 2008
  • Катерина
  • 18 Комментариев

Буддийское священное писание начало проникать из Индии в Юго-Восточную Азию в начале 1 в. н.э. Но суть буддизма принес в Китай Бодхидхарма в 520 г. н.э. Об этом сохранилось предание.
Бодхидхарму ожидали. Император Китая Ву выехал навстречу приветствовать его. Он был взволнован. О необыкновенности Бодхидхармы было много слухов. Он был просветленным Мастером и император хотел радушно принять его в своей империи. Его придворные тоже были взволнованы. Как вести себя? Им еще не приходилось встречаться с подобным человеком.
И вот, когда Бодхидхарма, идущий впереди своей свиты, приблизился, все увидели, что он шагает в одном ботинке, другой был на его голове.
Император и его свита были шокированы, но виду не подавали. Обмениваясь приветствиями, они, как загипнотизированные, смотрели на ботинок. А Бодхидхарма смеялся.
При людях было неудобно говорить об этом, поэтому, когда все разошлись и они остались одни, император спросил:
— Скажите мне, пожалуйста, почему вы строите из себя шута? Или вы делаете нас шутами? Почему вы пришли в одном ботинке, а другой принесли на голове?
Бодхидхарма рассмеялся и сказал:
— Потому, что я не могу не смеяться над собой. Уж такой я человек, я не уделяю большого внимания голове. Ноги и голова для меня одинаковы, высшее и низшее исчезло для меня. Кроме того, я хотел бы сказать, что меня не волнует то, что думают обо мне люди. И я желаю, чтобы в первый же момент моего прибытия Вы знали, с каким человеком имеете дело.
Император помолчал некоторое время, видимо, обдумывая услышанное, потом сказал:
— Я совершил множество благочестивых дел: по всей стране я построил буддийские монастыри, тысячи монахов кормятся от моих запасов, миллионы китайцев превратились в буддистов. Скажите, заслужил ли я себе, таким образом, милость на том свете?
Бодхидхарма посмотрел императору в глаза и сказал:
— Ваше Величество, заслуги в этом нет.
Император был сильно шокирован, поскольку многие монахи и миссионеры говорили ему: «Это будет вашей заслугой, вы достигните седьмого неба, стройте больше, жертвуйте больше, обратите страну в буддизм». А теперь пришел этот Бодхидхарма и говорит, что заслуги в этом нет.
Но император Бу был очень культурным человеком. Он изменил тему и сказал:
— Тогда скажите мне что-нибудь о святой правде Будды.
И Бодхидхарма сказал:
— Ничего нельзя сказать по этому поводу, поскольку она безгранична, и помните: святое, не святое — это понятия двойственного ума; в природе нет святого и не святого. Природа просто есть!
Это было уже слишком! Император был очень обижен. Ведь Бодхидхарма отрицал даже святую правду Будды! Он на мгновенье забыл свою учтивость и громко воскликнул:
— Тогда кто же стоит передо мной?
Бодхидхарма поклонился и сказал:
— Ваше Величество, я не знаю.
Не найдя в Китае достойных учеников, Бодхидхарма через некоторое время уединился в отдаленном монастыре. Этот монастырь стал центром паломничества многих искателей.
Бодхидхарму можно было увидеть, но не в лицо. Он сидел в зале, отвернувшись к стене, объявив, что не повернется до тех пор, пока не придет достойный ученик. В таком состоянии просидел он несколько лет.
Многие пытались претендовать на роль его ученика, но безрезультатно.
Наконец, появился один и объявил себя учеником. Бодхидхарма молчал. Ученик выхватил саблю и отрубил себе палец. Поднялся переполох, а ученик объявил, что если Учитель не повернется к нему, он тут же покончит с собой. Бодхидхарма повернулся…
Через девять лет пребывания в Китае Бодхидхарма решил вернуться в Индию. Он позвал своих четырех учеников и сказал:
— Выразите суть учения в одном высказывании, чтобы я мог судить о том, как вы поняли меня.
Первый ученик произнес: «Сострадание, я вижу суть учения в нем».
Бодхидхарма сказал:
— Ты имеешь мои кости.
Второй ученик сказал: «Быть осознающим; именно в этом определении отражается основная суть».
Бодхидхарма сказал:
— Ты имеешь мою плоть.
Третий сказал: «Суть учения нельзя выразить словами».
Бодхидхарма сказал:
— Ты имеешь мозг моих костей.
Он повернулся к четвертому. В глазах ученика стояли слезы, и он пал к ногам Учителя. Бодхидхарма поднял его, встряхнул и снова задал вопрос:
— В чем суть религии?
Ученик молчал, и только слезы текли по его щекам, слезы радости и благодарности. И ни единого слова. Бодхидхарма обнял его и сказал:
— Ты имеешь всего меня! Теперь я уйду спокойно, зная, что после меня здесь останетесь вы.

Комментарии

    • um
    • 22:13
    • 10 Сен, 2009

    Если вам скажут, что вот дожен прийти великий человек, вы мысленно разукрасите его величием в вашем понимании. Если он не оправдает ваших надежд вы разочеруетесь в нем! Но разве вам кто то что то должен?! Если вы не понимаете по английски, виноват ли в этом иностранец? Бред всегда будет на устах тех, у кого на глазах пелена. Избранный не тот кто хочет учиться, а тот кто решил это для себя!

    • Барион
    • 12:02
    • 01 Май, 2008

    Ступа написано в вашем сообщении,ГДЕ ВЫ немножко образно толчёте воду
    Значит, для вас рождение Дэен - Буддизма - это вода, которую можно толочь только лишь потому, что вам кажется что здесь все толкут и развлекаются или вы в этом уверены???)

    • femiona
    • 2:45
    • 01 Май, 2008

    >> Барион
    ...здесь все толкут. Каждый развлекается как может.
    Возможно, для Вас данная притча или сайт вдруг стали ассоциироваться со ступой... для меня же существует образное выражение "толочь воду в ступе" или "переливать из пустого в порожнее"... Смысл этих выражений Вам надо разъяснять или Вы вопрос на
    Google сами пошлете?
    Мои места пусть остануться при мне, они Вам ни к чему... :)
    А Ваши ассоциации пусть будут при Вас...

    • Барион
    • 21:33
    • 30 Апр, 2008

    >>Фемионе,
    раз вы здесь толчёте воду в ступе, мне становится интересно и любопытно, чем, конкретно, КАКИМ СВОИМ МЕСТОМ вы толчёте её(воду)в данной притче или на данном сайте, которые для вас ассоциируются со ступой???)А то у меня уже возникают кое - какие подобные вашим ассоциации.)

    • femiona
    • 14:49
    • 30 Апр, 2008

    >>Барион
    А Вы воображаете, что здесь занимаются чем-то иным?
    Почитайте комментарии в самых разных разделах и немного поразмышляйте над ними...
    Истина часто оказывается намного проще, чем о ней думают... но не настолько, как ее воображают.

    • Барион
    • 20:08
    • 29 Апр, 2008

    Фемиона, следует ли из вашего ответа что вы здесь для того, чтобы просто ТОЛОЧЬ ВОДУ В СТУПЕ?)

    • femiona
    • 20:18
    • 28 Апр, 2008

    >> Барион
    ...ммм! Вон Вы как завернули!
    Что ж. Немножко потолку воду в ступе. Для себя конечно. ;)

    "Мудрость можно увидеть, но не в лицо...Согласен"
    --Написать "согласен" и согласится не одно и то же.

    "Учеником должен стать избранный...Бред"
    --Отчего же бред? Только потому, что Вам не нравится это утверждение?

    "Достойный ученик должен заниматься членовредительством???"
    --Почему "должен"? А Вы не думали почему не подошли другие претенденты? Ведь учитель не мог их видеть, но только слышать...
    Знание, которым обладает такой учитель стоит дороже пальца... Но всяк ли способен заплатить такую цену?

    "У меня обрублена часть пальца, значит я буду считаться достойным учеником?!...Чушь"
    --Да, в этом случае и смысле Вы правы. :)

    "Чтобы быть учеником надо обладать саблей... А я думал, что наличием "серого" веществ"
    --Странные выводы... :) Но ответ еще более странный...

    • Барион
    • 18:58
    • 28 Апр, 2008

    Фемиона, слово за вами.)

    • Барион
    • 16:38
    • 23 Апр, 2008

    "Бодхидхарму можно было увидеть, но не в лицо. Он сидел в зале, отвернувшись к стене, объявив, что не повернется до тех пор, пока не придет достойный ученик. В таком состоянии просидел он несколько лет. Многие пытались претендовать на роль его ученика, но безрезультатно. Наконец, появился один и объявил себя учеником. Бодхидхарма молчал. Ученик выхватил саблю и отрубил себе палец. Поднялся переполох, а ученик объявил, что если Учитель не повернется к нему, он тут же покончит с собой. Бодхидхарма повернулся…"
    БОДХИДХАРМА (санскр., "мудрость через этическое") — этика, соединяющая моральный правопорядок и законы добродетели на основе буддизма (см.) как идейного целого.
    Мудрость можно увидеть, но не в лицо...Согласен
    Учеником должен стать избранный...Бред
    Достойный ученик должен заниматься членовредительством???
    У меня обрублена часть пальца, значит я буду считаться достойным учеником?!...Чушь
    Чтобы быть учеником надо обладать саблей... А я думал, что наличием "серого" веществ

    • Барион
    • 16:15
    • 23 Апр, 2008

    Ха - ха - ха, вот и найди у круга ...конец

    • Anonymous
    • 15:04
    • 23 Апр, 2008

    >>Барион
    ... когда сами сделаете хоть раз аборт, тогда будете предлагать это другим...
    Одного желания для счастья мало.
    Наш Мир ограничен. В нем всему есть предел, а значит и конец...

    • Барион
    • 23:15
    • 21 Апр, 2008

    О знаке начали вы, и вам виднее зачем вам знак...)
    А какой именно знак нужен для того, чтобы иметь учителя, так это каждый определяет сам.Каждый человек оригинален и индивидуален.
    Если желание быть учеником неприятно,то это дело каждого...)
    Если нет желания получать удовольствие от одной только мысли, то что говорить тогда о самом действии...
    А кто сказал, что учителя не нужны?!...А?)
    Счастливым можно стать только при желании...)
    Про знак у вас следует спросить...
    При таком учителе лучше сделать аборт.
    Суть хранится везде, начиная от простейшей клетки и заканчивая... хотя конца не будет...)

    • femiona
    • 3:19
    • 21 Апр, 2008

    >> Барион

    Будьте так любезны поясните, зачем "знак" и какой именно нужен для того, чтобы иметь учителя?
    И разве Желание иметь учителя - это нечто приятное? Т.е. получать удовольствие можно от одного только желания? А зачем тогда учитель? Ведь можно было бы быть счастливым от одного желания...его иметь ;)
    Кому бесполезно присутствие знака в конце? И кто определеяет знак и его полезность или бесполезность?
    Почему-то мне неизвестно...
    Роды всегда тяжелы... В притче же отражается суть учения, как в капле хранится суть океана.

    • Барион
    • 21:13
    • 18 Апр, 2008

    "— В чем суть религии?
    Ученик молчал, и ...
    Бодхидхарма сказал:
    — Ты имеешь всего меня! Теперь я уйду спокойно, зная, что после меня здесь останетесь вы."
    Желание иметь учителя - это приятное желание и именно здесь играет роль знак.
    В финале присутствие знака уже бесполезно...
    В процессе, его качество имеют какое - то значение при осознании конца...Как, как не вам, не знать об этом...)))
    Да, тяжеловатое в этой притче рождение Дзен - Буддизма, не правда ли?)

    • femiona
    • 20:47
    • 18 Апр, 2008

    >>Барион

    ...финал один, но он может быть с разным знаком. Так что процесс и его качество имеют какое-то значение...
    Не так ли?

  • 1
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED