Притча о великодушии

  • Апр-27, 2009
  • Константин Филатов
  • 8 Комментариев

Когда-то доблестный царь повел свое войско в поход. Но многие воины не верили в победу своего оружия потому, что враг был силен и путь опасен и долог. И, пройдя половину пути, два военачальника тайно сбежали. И пошел слух, что царь послал за ними погоню, и одни воины желали, чтобы сбежавших наказали как трусов, а другие жалели беглецов. И царь, созвав свое войско, сказал им:
- Нас покинули двое и я мог бы вернуть их силой. Но я не сделаю этого, чтобы никто не сказал, что я использую людей на службе, а когда они захотят уйти, причиняю им зло. Пусть они бегут, зная, что они поступают со мной хуже, чем я с ними. Я отпущу их ради их прежней доблести.
И, видя великодушие царя, даже те воины, у кого не лежала душа к походу, с большой охотой и решимостью пошли за ним.

Комментарии

    • Levanter
    • 12:07
    • 28 Апр, 2009

    Опечатку сделал: : 6 тыс. были против 200 - общее численное соотношение.
    А в финальном сражении участвовали 1400 человек - против 20 тыс.

    • Levanter
    • 11:43
    • 28 Апр, 2009

    В "300 Спартанцев" описано Фермопильское сражение(480 до н.э.). Когда Царь Ксеркс(персы), благодаря предательству одного жителя обошёл греков с тыла, отряды были разделены. Ксеркс же продвигался к эллинам, охранявшим Фермопилы, опять же, с тыла. Другие отправились в свои города, а остались только те, через которые должен был пройти Ксеркс. Их было немного - ок. 6 тыс. - против 20 тыс. Ксеркса. Основным отрядом были спартанцы царя Леонида, тяжело вооружённые профессиональные воины, 300 человек - они и погибли последними.
    Из них только двое остались в живых: один больной - его оставили в каком-то селе, а второй - гонец. И обоих впоследствии сочли трусами.
    Кстати, древние историки(Геродот, Диодор) не скрыли никаких фактов.

    • Константин Филатов
    • 10:00
    • 28 Апр, 2009

    Тут вот в чем дело. Воины и полководцы доблестного царя были наемниками. Поэтому дезертиры, нарушив клятву личной верности своему владыке, не предали свою Родину. И царь был волен простить совершенный проступок, поскольку пострадавшей стороной был только он лично, а не его страна. К тому же в сложившихся условиях казнь дезертиров произвела бы негативное впечатление на оставшихся наемников, и великодушное прощение было лучшим выходом из ситуации. Остается только добавить, что этот случай описан Ксенофонтом в «Анабасисе», воины и полководцы были греками, а доблестный царь – персом (Кир, претендент на шахский престол).

    • Зеркало
    • 2:00
    • 28 Апр, 2009

    Кто ж захочет увековечивать великое предательство своего народа?

    • Рамазан
    • 1:50
    • 28 Апр, 2009

    300 спартанцев - немного другая история. Давно еще слышал версию, что их так мало осталось именно вследствии панического бегства большинства воинов. Но почему-то историкам древности не захотелось увековечить вместе с великим героизмом, великое предательство.

    • Кася
    • 1:24
    • 28 Апр, 2009

    Я лично по натуре типичная пацифистка и не приемлю агрессии ни в какой форме, но, прочитав притчу, задала себе вопрос, уместно ли подобное великодушие в армии? А тем паче на войне?

    • Levanter
    • 19:12
    • 27 Апр, 2009

    В данном случае, думаю, царь был прав. Хотя, не понимаю такого малодушия. Вернее - понимаю, но не принимаю.
    Есть замечательный фильм "300 спартанцев". Горстка греческих солдат остановила целую армию и никто не сбежал. Там, правда, не поход был - на них напали.

    • Рамазан
    • 14:58
    • 27 Апр, 2009

    Читаешь - вроде бы убедительно. А потом вспоминаешь историю - трусов и паникеров всегда и везде наказывали, причем публично. Причем, чем выше чин, тем изощренее.
    А кто из полководцев так не делал, те теряли армию вследствии морального разложения.
    Возможно этот метод нужно применть очень расчетливо, просчитывая настроение войска и последствия такого великодушия.

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED