• Сен-22, 2006
  • Андрей
  • 6 Комментариев

Однажды ребе Нафтали из Ропшиц поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра (одна из двух природных сил — склонность ко злу), который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает своё дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей всё совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит». Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждёт йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.

Комментарии

    • Levanter
    • 16:11
    • 19 Фев, 2009

    Мальчику раввин мог бы ответить как я - для ребёнка понятно, хотя в притче он говорит недетским текстом.

    • Зеркало
    • 13:00
    • 19 Фев, 2009

    А ребёнок-то неглуп. Умел ответить. Вот интересно, что ему на это раввин сказал. Я так думаю, что дело тут в том, что кроме йецер ха-ра в человеке есть ещё и доброе начало (не знаю, как оно по-еврейски называется) и ответ может сводиться к притче о двух волках (ну помните, про индейца). Только я думаю, Евгешка не права: ответ мальчика не просто оправдание, он вскрывает причины человеческой слабости. Хотя про велосипед мне понравилось. По-моему у многих примерно такая логика.

    • Белый Тигр
    • 11:13
    • 19 Фев, 2009

    Согласен, люди - не зло. Люди - это свобода выбирать между йецер ха-ра и правильным поведением. И не абстрактное зло портит людей, а собственный эгоизм. Мы сами выбираем дороги ведущие в рай или ад.

    • Levanter
    • 10:57
    • 19 Фев, 2009

    "него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей всё совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит». Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждёт йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки."

    У йецер ха-ра потому и нет йецер ха-ра, что он сам и есть олицетворение зла. Люди -не зло, поэтому он поджидает их за порогом, чтобы испортить окончательно и сделать такими как сам - из зависти.

    • Anonymous
    • 23:51
    • 14 Май, 2007

    Хорошая притча. Умение преодолевать йецер ха-ра - важнейшее качество.

    • Евгешка
    • 4:11
    • 24 Сен, 2006

    У детей своя логика, которая способна оправдывать все их даже не самые лудшие постумки:
    "Когда я был маленьким, я молился о велосипеде. Потом я понял, что бог работает по–другому: я украл велосипед и стал молиться о прощении."
    ))))) в интернете нашла

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED