Опасный враг

  • Апр-16, 2007
  • Тигра
  • 31 Комментариев

Идея написать эту историю пришла мне в голову, когда я слушал рассказ Энрико Марискаля. и тогда я позволил себе продолжить этот рассказ, чтобы получилась уже совсем другая история.

Давным-давно в одном очень далеком, затерянном королевстве жил король. Ему очень нравилось ощущать свое могущество. но королю нужна была не только сама власть. Ему было необходимо, чтобы все вокруг восхищались его всесилием. Как и мачеха Белоснежки, которой было недостаточно просто знать о своей красоте, король нуждался в зеркале, в котором бы отражалось его могущество. У него не было волшебных зеркал, но было множество придворных и слуг. И от них можно было узнать, вправду ли он самый могущественный человек в королевстве.
Все неизменно отвечали ему одно и то же:
- Ваше Величество, вы очень могущественны, но вы знаете, что волшебник обладает силой, которой больше нет ни у кого. Ему известно будущее.
В те времена алхимики, философы, мыслители, монахи и мистики назывались одним словом - "волшебники".
Король сильно позавидовал волшебнику своего королевства - о нем ходила молва, что он очень добрый и великодушный человек. Вдобавок народ любил его, восхищался и был рад самому его существованию - просто тому, что он жил в королевстве.
Совсем иная слава была у короля.
Может быть, как раз оттого, что ему все время было необходимо показывать, что он повелевает миром и даже самая малая песчинка в его королевстве зависит от его воли, король не был ни справедливым, ни сдержанным и вовсе не таким щедрым, как того бы хотелось...

Как-то король так устал от рассказов о народной любви к волшебнику, что сильно разозлился. Он поддался ревности и страхам, которые приносят с собой зависть. И задумал план: устроить большой праздник и пригласить на него волшебника. Во время торжественного ужина король попросит всеобщего внимания. Он вызовет волшебника в центр зала и перед лицом всех придворных спросит его: правда ли, что он может предсказывать будущее? Гостю придется ответить либо "нет", покончив таким образом со всеобщим восхищением, либо сказать "да" и подтвердить причину своей славы. Затем король попросит волшебника назвать дату собственной смерти. Тот назовет какой-либо день, неважно какой. И в этот миг король задумал обнажить свою шпагу и заколоть волшебника. Так он убьет сразу двух зайцев: во-первых, навсегда отделается от своего врага, а во-вторых, докажет, что волшебник не мог предвидеть будущее и потому ошибся в своем предсказании.
За один-единственный вечер будет покончено с волшебником и с мифом о его могуществе...
Тотчас же началась подготовка, и скоро наступил день праздника.
После большого застолья король приказал волшебнику выйти на середину зала и спросил у него:
- Правда ли, что ты умеешь предсказывать будущее?
- Немного, - ответил волшебник.
- И даже можешь предсказать свою судьбу?
- Скорее да, чем нет.
- Тогда я хочу, чтобы ты мне это доказал, - продолжил король, - в какой день ты умрешь? Назови дату своей смерти.
Волшебник улыбнулся, посмотрел ему в глаза и не ответил.
- В чем дело, волшебник? - спросил король, улыбаясь. - Ты этого не знаешь? Оказывается, это неправда, что ты знаешь будущее наперед?
- Дело не в этом, - ответил волшебник. - Я не решаюсь сказать тебе то, что я знаю.
- Что это значит? - спросил король. - Я твой господин и приказываю тебе сказать мне об этом. Ты должен понять, как важно для государства знать, когда мы потеряем своих лучших подданных. Так ответь мне - когда умрет волшебник королевства?
После напряженного молчания волшебник посмотрел на короля и молвил:
- Я не могу точно назвать тебе дату, но я знаю, что волшебник умрет ровно на день раньше короля.
На какое-то мгновение время остановилось. Ропот пробежал среди гостей.
Король всегда говорил, что не верит в магов и волшебников, что любым предсказаниям грош цена, но... он не решился убить волшебника.
Владыка медленно опустил руки и погрузился в молчание.
Он задумался. И понял свою ошибку. Его ненависть оказалась плохим советчиком.
- Ваше Величество, вы побледнели. Что случилось?- спросил гость.
- Мне нехорошо, - ответил монарх. - Я отправляюсь в свои покои. Благодарю тебе за то, что ты пришел.
Растерянный, он молча повернулся и отправился к себе.
Король подумал, что волшебник оказался весьма находчивым. Он дал тот самый, единственный ответ, который избавил его от смерти.
Насколько же точное предсказание он дал. А если это не так?
Король был растерян..
Король вернулся назад и громко произнес:
- Волшебник, ты известен в королевстве своей мудростью. Я прошу тебя провести эту ночь по дворце, чтобы утром знать твое мнение по поводу некоторых королевских постановлений.
- Государь! Вы оказали мне большую честь... - ответил гость с почтением.
Король приказал страже проводить волшебника в гостевые покои дворца и охранять его сон.
Той ночью владыка не сомкнул глаз. Он очень волновался, как бы волшебник не занемог от сильного обилия ужина или с ним не приключилась какая-нибудь беда. Или, говоря попросту, - не настал ли его час.
На рассвете король постучал в дверь покоев своего гостя.
Еще ни разу в жизни ему не приходило в голову ни с кем советоваться, принимая решение. Но на этот раз, войдя к волшебнику, он задал вопрос... Ему был нужен какой-то предлог.
И мудрый волшебник дал ему удачный ответ.
Король, почти не слушая собеседника, похвалил своего гостя за находчивость и попросил его остаться еще на один день. Под предлогом, что ему нужно "посоветоваться" о другом важном деле... На самом деле, король хотел знать, что с волшебником ничего не случится
Волшебник, обладающий свободой, которая доступна лишь просветленным, согласился.
С тех пор каждый день, утром или вечером, король приходил в покои волшебника за советом и договаривался о новой беседе на следующий день.
Прошло немного времени, и король убедился, что советы волшебника всегда точны, и в конце концов, сам не ведая того, он стал считаться с ним при принятии каждого решения.
Прошли месяцы, а за ними годы. И как часто случается, когда находишься рядом с мудрецом, становишься мудрее.
Так и произошло. Король день ото дня становился все более мудрым.
Он перестал быть деспотичным и своевольным. Ему не нужно было ежеминутно искать подтверждения собственного могущества, и он перестал выставлять напоказ свою власть. Он понял, что и у скромности есть свои преимущества. Он стал справедливым и добрым правителем. И народ полюбил его так, как никогда раньше не любил ни одного правителя.
Король теперь приходил к волшебнику совсем не для того, чтобы осведомиться о его здоровье. Он больше не искал надуманных поводов и приходил к нему, что чему-то научиться или просто побеседовать.
Король и волшебник стали лучшими друзьями.
Прошло четыре года после того памятного праздничного ужина. И король вдруг безо всякой причины вспомнил, что тот человек, которого он теперь считал своим лучшим другом, был некогда его ненавистным врагом.
Вспомнил он и о плане убийства, которое замышлял. Он не находил себе места и понял, что больше не может держать это в себе, не чувствуя себя лицемером.
Король набрался мужества и отправился в покои волшебника. Постучал в дверь и, едва переступил порог, молвил:
- Брат мой, мне нужно признаться тебе в одном секрете, который гнетет меня.
- Говори и облегчи свою душу.
- В тот день, когда я пригласил тебя на ужин и задал тебе вопрос о твоей смерти, я не хотел ничего знать о твоем будущем. Я нуждался в любви и поклонении и задумал убить тебя, каким бы ни был твой ответ. Я хотел, чтобы твоя смерть развеяла мифы о твоей славе пророка. Я ненавидел тебя за то, что все тебя любили. Мне так стыдно...
Король глубоко вздохнул и продолжил:
- Тем вечером я не решился тебя убить, и теперь, когда мы стали друзьями, даже больше чем друзьями - братьями, я прихожу в уныние при мысли о том, что бы я потерял, если бы поступил так. Я чувствую, что не могу больше скрывать свой позор от тебя.
Волшебник посмотрел на него и сказал:
- Прошло немало времени, прежде чем ты на это решился. Я рад, что ты признался, потому что теперь могу тебе сказать: я знал это. Когда ты задал мне вопрос и схватился за рукоятку своей шпаги, твои намерения были так ясны, что не нужно быть предсказателем, чтобы понять твои замыслы.
Волшебник улыбнулся и опустил руку на плечо короля:
- В ответ на твою откровенность я тоже должен сделать признание и сказать, что так же солгал тебе. Я придумал эту нелепую историю о взаимосвязи дней нашей жизни, чтобы это послужило тебе уроком. Уроком, который ты не мог усвоить до сегодняшнего дня. Возможно, это и есть самое важное, чему я тебя научил.

Мы идем по жизни, ненавидя и отвергая те или иные черты других людей, да порой и свои собственные, считая их достойными презрения, ничтожными, ненужными или даже... опасными. Но время учит нас, как трудно было бы жить без того, что мы когда-то отрицали.

Твоя смерть, мой дорогой друг, придет точно в день твоей смерти, ни минутой раньше. Важно, чтобы ты знал: я стар и мой час неизбежно приближается. Не думай, что твой уход из жизни как-то связан с моим. Нас связала жизнь, а не смерть.
Король и волшебник обнялись и отметили это подобающим образом. подняв бокалы за то взаимное доверие, которого им удалось добиться.
Легенда гласит, что загадочным образом той самой ночью волшебник... умер во сне.
Король узнал о печальной вести на следующий день и был безутешен. Его печалила не мысль о собственной смерти. Он научился у волшебника отрешенно смотреть на свое бренное пребывание в этом мире.
Он грустил из-за потери друга. Какое странное совпадение: король смог признаться во всем волшебнику накануне его смерти?
Возможно, каким-то неизвестным способом волшебник заставил короля отважиться сказать об этом, чтобы помочь ему освободиться от страха умереть на следующий день.
Это был последний дар любви, чтобы избавить короля от прежних страхов...
Рассказывают, что король поднялся и сам выкопал могилу для друга в саду, под своим окном.
Там он предал тело земле и весь день оставался у могильного холма, и плакал так, как можно оплакивать потерю самых близких людей.
Когда стало смеркаться, король вернулся в свои покои.
Легенда гласит, что той самой ночью, сутки спустя после смерти волшебника, король умер на своем ложе во сне...

Возможно, случайно...
Возможно, скорбя...
Возможно, чтобы подтвердить последний урок своего учителя.

Комментарии

    • Зеркало
    • 20:59
    • 19 Авг, 2007

    "Я смотрю, вы меня решили поучить, как правильно нужно писать? - ну тогда вам в эту притчу..."

    Да нет, ну что вы. Пишите, как хотите... В конце концов это дело совести каждого человека, если он берётся рассуждать о вещах, которых не знает... Только, вот, к филологии моё высказывание о том, как надо писать, не имеет никакого отношения. Скорее оно имеет отношение к честности... Так что, притча здесь явно не в тему...

    "Но если уточнить, то не все рассказы обычно рассказывают мои знакомые (и т. д.) - Я, бывает, тоже читаю..."

    Что ж, это уже достижение. :)) Я рад за вас.

    Что касается литературных произведений. Моё мнение: смысла в них не меньше, чем в притчах, просто этот смысл не такой явный и не так просто его понять, а тем более выразить одной фразой. Другое дело, что найти этот смысл, разумеется, труднее и большинству это просто влом. Ведь правда, зачем что-то читать, когда есть сокращённый вариант. Зачем искать смысл, если есть люди, готовые нам его сообщить... Мы привыкли жить на всём готовом, привыкли, чтобы нас кормили правдой с ложечки и разучились думать самостоятельно... Ленность ума - характерная черта современного общества...
    В хорошей литературе нет ичего лишнего. Любое описание несёт в себе смысл. Описание черт лица, например, помогает раскрыть характер героя, характер помогает объяснить его поступки и т.д. и т.п. Смысл можно раскрыть не только на уровне разума, но и на уровне эмоций, на уровне чувствования, когда невольно начинаешь представлять себя на месте героя романа...
    Притчи я не отношу к литературным произведениям (точнее к художественной литературе) потому что в них практически нет художественного описания. Там смысл обычно выводится именно разумом, а не чувствами. Это как бы экстракт, из которого слита вся "вода" в виде описаний...

    "Я просто, тот, кто не любит бессмысленно читать огромные рассказы ради вывода в 1 строчку..."

    Ну, если вы читаете литературу ради вывода в одну строчку, тогда согласен, вам она не нужна... Тогда вам лучше всего, думаю, читать только афоризмы...
    Но если когда-нибудь всё-таки решитесь (хотя я и не смею на это надеяться) прочитать что-то более длинное чем повесть, то советую начать с романа Рэя Брэдбери "451º по Фаренгейту". Как раз в тему нашей дискуссии...

    • Pollion
    • 15:51
    • 19 Авг, 2007

    Ну, если вы судите о смысле произведения по рассказам других людей, то это, конечно ваше дело, но только тогда так и следует говорить: "Судя по рассказам моих знакомых (или просто умных людей, которые читали знаменитые произведения классиков и объяснили мне их смысл), в притчах больше смысла чем в этих произведениях"... Но только мне почему-то кажется, что вас поднимут на смех, если вы станете так говорить...

    Я смотрю, вы меня решили поучить, как правильно нужно писать? - ну тогда вам в эту притчу http://pritchi.castle.by/ras-5-9.html :)

    Но если уточнить, то не все рассказы обычно рассказывают мои знакомые (и т. д.) - Я, бывает, тоже читаю... - да, поразительно - но я их тоже иногда читаю... Просто, в каких-либо произведениях много времени тратят не на смысл, а на описание... Притчи... чем вам не рассказ, чем вам не произведение? - хоть и маленькое, но все же...

    Т.е. я, конечно, могу рассказать какую-нибудь историю, например, или притчу, но пересказывать литературные произведения бессмысленно.

    В литературных произведениях есть определенный смысл - к этому можно отнести и притчи - у притч тоже есть смысл, но, на мой взгляд, гораздо глубже и больше... - В основном в лит-ных про-ях, смысл за частую весьма понятный и очень встречаемый в жизни, что нельзя сказать о притчах... - они "смотрят" в проблему в самое "дно"... - Есть не совсем "глубокие" притчи (как и лит-ые про-ния), так они могут быть в качестве напоминания в одной из жизненных ситуаций... Я помню еще в школе, учителя нам советовали перед экзаменами читать краткое содержание - не зря же существует оно (краткое содержание) - да... возможно лишь в качестве напоминания, но смысл можно понять лишь по нему...

    И я никогда не берусь судить о смысле произведения с чужих слов, тем более, если я его (произведение) не читал...
    Право Ваше... Я хоть и не такой наивный и верю всему, что мне говорят, но я просто, прислушиваюсь к ним (словам) - да к тому же зависит от рассказчика - т. е. имеет ли смысл вообще его слушать, если он дурак...
    Вообще люди разные, и каждому свое... Вам необходимо прочитать и "удостовериться" - понять смысл самому, ну а мне достаточно узнать смысл - да так, что бы в голову засел... Я просто, тот, кто не любит бессмысленно читать огромные рассказы ради вывода в 1 строчку...


    Именно. По-моему достаточно ясно изложено.

    А если посмотрите внимательнее и обратите внимание на кавычки, то это был не мой вопрос (но это если вы со мной не согласились в том высказывание) ;) ... но это я так просто...

    • Зеркало
    • 5:10
    • 19 Авг, 2007

    Теперь, кажется, понял, что вы хотели сказать... Извините, не догадался, что вы просто "придрались к выделенному".

    "К примеру: Я читал рассказ Л. Н. Толстого "Война и мир", но я его не прочитал..."

    А "Война и мир" оказывается рассказ? Нехилый такой рассказик на 4 тома. :))

    "А вот в этом вопросе и имелось в виду, что - "прочитали ли вы "Войну и мир"?""

    Именно. По-моему достаточно ясно изложено.

    "А ведь мы узнаем много интересного от наших знакомых, друзей, родственников или просто от людей, которые знают то, что пока не знаем мы..."

    Ну, если вы судите о смысле произведения по рассказам других людей, то это, конечно ваше дело, но только тогда так и следует говорить: "Судя по рассказам моих знакомых (или просто умных людей, которые читали знаменитые произведения классиков и объяснили мне их смысл), в притчах больше смысла чем в этих произведениях"... Но только мне почему-то кажется, что вас поднимут на смех, если вы станете так говорить...

    "Согласитесь, Вы ведь тоже не прочь рассказать какой-нибудь рассказ или историю другим, а уж тем более, если еще расскажите им вывод или близко к нему(но тут уже зависит от рассказчика"

    Вообще-то не соглашусь. Т.е. я, конечно могу рассказать какую-нибудь историю, например, или притчу, но пересказывать литературные произведения бессмысленно. Если я и делаю это то только для того, чтобы привлечь к ним внимание. А уж говорить о "выводе" я тем более не берусь. Тем более, что обычно однозначного вывода из литературного произведения нет. Просто литература поднимает те или иные темы, раскрывает определённым образом мировоззрение автора, показывает суть некоторых вещей. Если бы смысл любого романа сводился бы к одной фразе, романов бы никто не писал... И я никогда не берусь судить о смысле произведения с чужих слов, тем более, если я его (произведение) не читал...

    Вообще, говорить о смысле произведения с тем, кто его не читал - это всё равно что убивать этот смысл напрочь... Литература для того и нужна чтобы каждый, прочитав её, что-то понял и сделал какие-то выводы для себя лично, иначе она бы никому не была нужна.

    • Pollion
    • 0:22
    • 19 Авг, 2007

    Вы сами-то поняли, что хотели этим сказать?
    Конечно, ведь я же автор своего изречения :) - я первым делом думаю - если Вы об этом...

    Или это что-то типа словаря русского языка:
    Доделать значит довершить действие, т.е. сделать что-то до конца...

    Наподобие... но я не придал этому большое значение, так просто высказался - немного уточнил... -

    В первом предложение я так не смог уловить смысл.

    К примеру: Я читал рассказ Л. Н. Толстого "Война и мир", но я его не прочитал...
    Просто меня всегда поражало это вечное желание рассуждать о смысле литературных произведений у тех, кто их не читал...
    Я просто придрался к этому (Выделил зеленым)...

    Анжелика, интересно, а вы читали "Войну и мир" до конца

    А вот в этом вопросе и имелось в виду, что - "прочитали ли вы "Войну и мир"?"


    Объясните мне, пожалуйста, из чего вы будете делать выводы и откуда выносить истину, не читая рассказа?
    А ведь мы узнаем много интересного от наших знакомых, друзей, родственников или просто от людей, которые знают то, что пока не знаем мы... Согласитесь, Вы ведь тоже не прочь рассказать какой-нибудь рассказ или историю другим, а уж тем более, если еще расскажите им вывод или близко к нему(но тут уже зависит от рассказчика)

    • Зеркало
    • 23:22
    • 18 Авг, 2007

    В первом предложение я так не смог уловить смысл.

    "...прочитать рассказ, - значит довершить действие чтения, - т. е. читать весь рассказ целиком..."

    Вы сами-то поняли, что хотели этим сказать?
    Или это что-то типа словаря русского языка:
    Доделать значит довершить действие, т.е. сделать что-то до конца...

    "Я думаю, важен не сколько процесс прочтения, а умение делать выводы из него... можно знать суть, не читав рассказа - главное вывести истину, ту, которую хотел донести автор..."

    Объясните мне, пожалуйста, из чего вы будете делать выводы и откуда выносить истину, не читая рассказа?

    • Pollion
    • 22:51
    • 18 Авг, 2007

    Читать можно любые части страниц в каком-нибудь рассказе, а прочитать рассказ, - значит довершить действие чтения, - т. е. читать весь рассказ целиком - но не суть, это я так просто...

    Я думаю, важен не сколько процесс прочтения, а умение делать выводы из него... можно знать суть, не читав рассказа - главное вывести истину, ту, которую хотел донести автор...

    • Зеркало
    • 22:34
    • 18 Авг, 2007

    Просто меня всегда поражало это вечное желание рассуждать о смысле литературных произведений у тех, кто их не читал...

    • Pollion
    • 21:34
    • 18 Авг, 2007

    Зеркало, надо вопрос по-другому ставить: "А кто-нибудь читал Войну и Мир до конца?" ;) - и посмотрим, сколько наберется...
    А в притчах и впрямь гораздо больше смысла, нежели в каких-нибудь знаменитых произведениях...

    • Зеркало
    • 1:36
    • 26 Июл, 2007

    Анжелика, интересно, а вы читали "Войну и мир" до конца? Я, например, не осилил...

    • Анжелика
    • 16:32
    • 25 Июл, 2007

    Меня всегда порожало,что люди способны написать такие великие рассказы.Вроде совсем маленькая притча,а смысла больше чем в Войне и мире Толстого.

    • Ангел-Хранитель
    • 20:59
    • 29 Июн, 2007

    Смерть достойная мудреца...
    Смерть достойная короля...
    Легенда достойная жизни...

    • Durden
    • 19:00
    • 04 Июн, 2007

    Тут и сказать-то даже нечего...

    • Gloriy
    • 1:49
    • 31 Май, 2007

    Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА С ПРЕДЫДУЩИМИ отправителями. оОТЛИЧНАЯ ПРИТЧА.

    • Урания
    • 4:00
    • 19 Апр, 2007

    Замечательный финал,всё таки волшебник превзошёл самого себя!Ведь слова и мысли материальны.Да и Король, пожалуй, слишком долго жил с помыслами о взаимосвязи их смертей.

    • случайный прохожий
    • 18:45
    • 16 Апр, 2007

    могу добавить:зависть, душевная необразованность.

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED