• Янв-01, 2006
  • Андрей
  • 41 Комментариев

Как-то человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё.
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, - каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов.
Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два.
Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует от них отчета.
И подошёл получивший пять талантов, принёс другие пять талантов и говорит: "Господин! Пять талантов ты дал мне: вот другие пять талантов я приобрёл на них!" Господин его сказал ему: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего".
Подошёл также и получивший два таланта и сказал: "Господин! Два таланта ты дал мне: вот другие два таланта я приобрёл на них".
Господин его сказал ему: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими и тебя поставлю: войди в радость господина твоего".
Подошёл и получивший один талант и сказал: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё".
Господин же его сказал ему в ответ: "Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему даётся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов".

Комментарии

    • Anonymous
    • 9:33
    • 18 Сен, 2011

    А вот моя версия: Господином при рождении даётся человеку от родителей некоторое колличество добра, он должен это приуммножить, и оставить своим потомкам вдвое больше. А если он всё проел, и детям оставил меньше, или вообще ничего, то его ждёт АД.

    • Anonymous
    • 22:56
    • 19 Янв, 2011

    а почему в притче говорят о 3 рабах

    • Levanter
    • 2:14
    • 06 Фев, 2010

    "Мне уже как-то наскучило на вас обижаться..."

    Ну и слава Богу:)

    "Ну, собственно, это уже не ко мне вопросы. Мне бы самому хотелось получить на них ответы."

    Да как-то не особенно расчитывал...
    Вот что хочу сказать, друзья мои, напоследок об этой притче. Так как я не склонен считать, что в притче от Иисуса содержится алогичный бред (а рассказана она, как известно, именно им), то хочется найти объяснение, которое логически увязало бы все непонятные моему восприятию пункты.
    За отправную точку возьму свой коммент от Написано 4 февраля 2010, в 11:21 .
    Как мне кажется, собака зарыта именно в аналогии Сын Человеческий - господин в притче. В том плане, если эта аналогия от самого Христа. Как если бы Христос обучающий взял на себя роль этого господина. И как если бы он сказал: убоитесь плохого хозяина и испытаний, зароете при нём богоданный талант - сделаете вред себе. Чем не попытка избавить психику людей от рабской зависимости от господ и невзгод.
    Тут я даже не буду придираться к аналогиям Рая и Ада, раз так захотел сам Иисус). На самом деле, рабам есть с чем сравнить (тут соглашусь с мнением из коммента Зеркала от Написано 4 февраля 2010, в 19:11). Крыша над головой и еда лучше им, чем скитания во внешнем миру. Да... "Вы же старайтесь возрастать из малого..." Иисус +1).
    В таком раскладе, даже парадоксальная фраза злого хозяина - "Лукавый раб и ленивый!...... ", кажется логичной, из уст Христа. Не господин говорит о себе, а Христос как бы о нём.
    В любой другой трактовке воспринимаю как тут сказал - от Написано 4 февраля 2010, в 14:59
    Добавил бы - не знаю как вам, а мне ясно, как божий день).
    Дарю. Евангелие от Марка. (не того, it's me:)

    • Зеркало
    • 0:00
    • 06 Фев, 2010

    "Больше на вас похоже. Совсем себя не узнаю в таком отражении."

    Ваше дело...

    "Если сочтёте это грубым, как всегда, по отношению к себе любимому..."

    Да что вы. Мне уже как-то наскучило на вас обижаться...

    "Что-то не припомню, чтобы навязывал кому нибудь, какие нибудь принципы и правила."

    Неужели? Зайдите по той ссылке, которую я позапрошлом комментарии указал:

    "3. Т. к. никакой доп. информации о притче нет, неплохо бы добавить, что это ваше мнение, раз уж серьёзно высказываетесь."

    Ваши слова?

    "И что, в таком случае, они должны были понять через аналогию с господином? Мне это непонятно. И почему приходилось приводить такую аналогию: Сын Человеческий - господин, который "человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал". И почему надо было убояться приумножить господину, если у него рай и он хороший."

    Ну, собственно, это уже не ко мне вопросы. Мне бы самому хотелось получить на них ответы. Своё отношение к притче я уже высказал, и, как я понял, оно не сильно отличается от вашего.

    • Levanter
    • 20:31
    • 05 Фев, 2010

    ""Радует" меня самоуверенность. Забавно иногда наблюдать, как человек всё "понимает" лучше других, ничего не пытаясь анализировать."

    Больше на вас похоже. Совсем себя не узнаю в таком отражении. Кстати, я никогда не трогал ваш ник. Но хочу всё таки сказать: в порядке надо содержать инструмент, коим отражать изволите. Подновить серебро, а то, как мне кажется, просвечиваете уж... из зазеркалья. Если сочтёте это грубым, как всегда, по отношению к себе любимому, то сразу скажу - не меньше, чем ваша цитата, особенно вот это вот - "понимает" - в кавычках. Довольно самоуверенно однако звучит.

    "Но ладно, не будем об этом..."

    Ладно...

    "И ещё забавно наблюдать, как люди устанавливают для других принципы, которые сами не хотят соблюдать."

    Что-то не припомню, чтобы навязывал кому нибудь, какие нибудь принципы и правила.

    "Ад - это изгнание."

    Ад, выходит, не место, а сам процесс. Мило.

    "Пока рабы принадлежат своему господину, они не в аду."

    Но приумножать ходят во внешний мир, который после изгнания почему-то превращается в ад - вместо того, чтобы благополучно забыть о хозяине. Детская пугалка.
    Думаю, об этом тоже не стоит.

    "... поэтому им и приходилось приводить соответствующие аналогии, чтобы они поняли, о чём речь."

    Возможно. В ранние христианские общины входили обездоленные слои общества. И, по моему мнению, отличавшиеся от основной массы иудеев большей склонностью к справедливости и большей не склонностью к рабству. И что, в таком случае, они должны были понять через аналогию с господином? Мне это непонятно. И почему приходилось приводить такую аналогию: Сын Человеческий - господин, который "человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал". И почему надо было убояться приумножить господину, если у него рай и он хороший.

    • Зеркало
    • 23:11
    • 04 Фев, 2010

    "Да, ясно, не понимаю, что вас так радует тут."

    "Радует" меня самоуверенность. Забавно иногда наблюдать, как человек всё "понимает" лучше других, ничего не пытаясь анализировать. И ещё забавно наблюдать, как люди устанавливают для других принципы, которые сами не хотят соблюдать. Но ладно, не будем об этом...

    "То есть Ад, это всё, что вне подворья, к тому же это место, где господин приумножает."

    Ад - это изгнание. "Внешний мир" ассоциируется с адом только после изгнания раба из дома. Пока рабы принадлежат своему господину, они не в аду.

    "Почему? Вот это мне уже непонятно, по большому счёту. Почему жестокий господин - Сын Человеческий. Какая-то насильственная аналогия. Такое чувство, что хотят умышленно приучить несчастных "рабов божьих" к мысли быть также рабами и господ, даже жестоких. Втирание рабской психологии через Евангелие, через Святое. Воздействие на подсознание. Зомбирование. Тут я, пожалуй, добавлю - так я думаю."

    Вот, теперь вы наконец поняли, что мне так не нравится в этой притче? Я об этом говорил с самого начала!
    Кстати, по поводу "втирания рабской психологии". Есть мнение, что изначально учение Христа распространялось на "социальные низы" - массы людей, для которых такая "рабская психология" была нормой, поэтому им и приходилось приводить соответствующие аналогии, чтобы они поняли, о чём речь. Когда я говорил про "более высокий уровень духовного развития", я имел в виду, что нужно по крайней мере стремиться "выдавить из себя раба".
    P.S.
    Вторую ссылку исправил.

    • Levanter
    • 18:59
    • 04 Фев, 2010

    "Особенно меня "радуют" заявления типа: "ясно же, как божий день...""

    Да, ясно, не понимаю, что вас так радует тут. И планки я себе не строю. А также не обязан всё время вставлять - "по моему мнению". Уже могли бы уловить из моих многих комментов, что это "ясно же, как божий день" не претендует на ясность для всех.

    "Почитайте например здесь про "тьму внешнюю", если интересно, конечно."

    Интерес такая штука, что приходит тогда, когда нужен. По этой ссылке притча не стала понятней, чем уже было. Там вот есть:

    "Выражение "тьма внешняя" встречается только у Матфея... Это выражение является иносказательным и обозначает тьму вне комнаты и дома, то есть наружную, внешнюю тьму ночи. Это образное выражение и употребляет Матфей, чтобы аллегорически представить человека, изгнанного из рая и описать его положение. Изгнанный из рая подобен человеку, находящемуся в вечной мгле. А рай, согласно этому выражению подобен светлому дому и пиршественному залу, хорошо освещенному, где царит свет и веселье."

    Выходит, подворье жестокого господина приравнивается к Раю.

    " "Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон."

    То есть Ад, это всё, что вне подворья, к тому же это место, где господин приумножает. Отлично. Будьте рабы привязаны к своему хозяину, ходите ради него и в Ад. И на смерть. Отсюда несёт царями-батюшками.
    Мне притча всё равно не понравится больше, пусть даже она из Евангелия. В Евангелие от Матфея притча предваряется так: "25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Это мне кажется истиной, так я чувствую. Дальше: "25:14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:" То есть пунктом 14-м раскрывается как бы пункт 13. Причём Он (Сын Человеческий) в пункте 14-м отождествляется с человеком-господином. Почему? Вот это мне уже непонятно, по большому счёту. Почему жестокий господин - Сын Человеческий. Какая-то насильственная аналогия. Такое чувство, что хотят умышленно приучить несчастных "рабов божьих" к мысли быть также рабами и господ, даже жестоких. Втирание рабской психологии через Евангелие, через Святое. Воздействие на подсознание. Зомбирование. Тут я, пожалуй, добавлю - так я думаю.

    P.S. По вашей второй ссылке вышло - Not Found, по крайней мере сейчас.

    • Зеркало
    • 17:07
    • 04 Фев, 2010

    "А может, не надо уже завышать несчастную заср*ную виртуальную планку?"

    Точно, не надо. Особенно меня "радуют" заявления типа: "ясно же, как божий день..." В самом деле, кто-то всю жизнь посвятил изучению евангелий, культурных традиций народов, к которым они имели отношения, сопоставлению разных фактов, чтобы понять смысл того, что там написано, а кому-то с самого начала всё "ясно как божий день". Куда уж выше-то? Особенно интересно это видеть после вашего заявления: "в комментах (если это моё мнение) я всегда добавляю - возможно, наверное, на мой взгляд и т. д... иногда даже когда уверен. Или моё сообщение имеет вопросительно-утвердительный оттенок.": http://pritchi.castle.by/ras-12-6-com.html
    Почитайте например здесь про "тьму внешнюю", если интересно, конечно. Это выражение не один раз встречается в евангелиях и по многим толкованиям означает именно ад. А кто может изгнать человека из рая в ад по Библии? (Это к вопросу о том, "при чём тут был бы Господь") А вот толкование конкретно этой притчи. Впрочем, если вам и так всё "ясно, как божий день", то можно и не читать.

    • Anonymous
    • 16:06
    • 04 Фев, 2010

    Эта притча взята дословно из Евангелия от Матфея 25, 14-30. А для ее полного понимания надо прочитать полностью 25-ю главу Евангелия от Матфея.

    • Levanter
    • 15:21
    • 04 Фев, 2010

    Смысл конкретно этой притчи в этом: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё".
    Ясно же, как божий день. Сколько людей не могут приумножить хоть сколько-то ни свою копейку, ни свой талант, ибо лишены такой возможности именно из-за такого притчевого господина. Непонятно только, при чём тут был бы Господь. Полагаю, к Всевышнему могла быть обращена вторая часть фразы: "И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё". Убоявшись плохих господ и т. д. и т. п.
    ... для тех, кто хочет выйти на более высокий уровень духовного развития нужны другие аналогии.
    А может, не надо уже завышать несчастную заср*ную виртуальную планку? которую только виртуал и преодолеет. Если вы, конечно, не Мюнхгаузен, чтоб поднять себя за волоса... да и то, есть риск возвысить на "высокий духовный уровень" только свой парик. Ибо: "Не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". А надо знать.
    "Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим". /Иисус/.

    • ZLYRIK
    • 14:28
    • 04 Фев, 2010

    Мне кажется, что концовка может быть и другая:
    И пришел третий раб И принес тот единственный талант. Он отдал его хозяину сказав: "Я отдаю тебе твоё". И хозяин наградил его так же как двух предыдущих рабов. Тогда спросили его почему он одарил его тек же? Он же не принёс ему никакой выгоды? И ответил на это хозяин: " Да он не принес прибавка Но зато и не растратил талант, а сохранил его. Он знал, что не умеет делать из денег деньги. У него хватило выдержки не кинуться в незнакомую авантюру где он мог потерять последнее. Это гораздо труднее, чем купить и продать. Его выдержка достойна похвалы. Одним дано зарабатывать. Другим сохранять нажитое. Вторых несравненно меньше.

    • Зеркало
    • 6:07
    • 04 Фев, 2010

    Ну в принципе, интерпретировать-то можно как угодно, но только со словами притчи это никак не соотносится:

    "Бог человеколюбив и милосерд, и сострадателен."

    "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал."

    "Вот, например, человек всю жизнь убивал, грабил и творил зло."

    И где - это в притче? Бездействие и сознательное зло - это разные вещи.

    "И человек, который является таким же, - тоже подражает Богу и является рабом Божиим, работником Божиим."

    Я никогда не думал, что тот, кто подражает кому-то, называется его рабом или работником (опять же, на каком основании вы смягчаете слово "раб"?). Да и не в подражании тут дело, а в подобии. Такой человек становится подобен Богу, ибо раскрывает свою божественную природу, которая заложена в него изначально, но это не значит, что он кому-то подражает или служит. Если "талант" - это аналогия с "богатством души", то понять это из притчи практически невозможно. Талант - это название древнеримской серебряной монеты и только впоследствии это слово стало обозначать способности. О милосердии, сострадании и помощи нуждающимся тут вообще ни слова не сказано. Представление о Боге, как о господине, которому следует служить, который может наказывать или наоборот поощрять - это представление, скажем так, обывателей, людей, которые как раз мало способны к состраданию, которые самую благую идею способны воспринимать лишь на уровне: "а что мне за это будет?", которые не понимают никакого языка, кроме языка кнута и пряника. Для таких людей эта притча может быть и будет хороша, но для тех, кто хочет выйти на более высокий уровень духовного развития нужны другие аналогии.

    • Anonymous
    • 5:20
    • 04 Фев, 2010

    Бог человеколюбив и милосерд, и сострадателен.
    И человек, который является таким же, - тоже подражает Богу и является рабом Божиим, работником Божиим. А человек ленивый, лукавый и жестокосердый по своей воле отдаляется от Бога и служит совсем другому господину.
    Вот, например, человек всю жизнь убивал, грабил и творил зло. А потом - смерть, отчет перед Богом за свои дела. И человек говорит, как раб в этой притче: "Не приумножил я то богатство души, что ты дал мне от рождения (один талант), возьми только то, что Ты мне дал".
    И этот человек сильно рискует получить воздаяние от Бога за все свои дела без милости, так как и сам не оказывал милости. Даже среди людей, в Уголовном Кодексе есть такой термин - "преступное бездействие". Это когда человек может помочь другому, спасти его, но не делает этого.

    • Зеркало
    • 21:29
    • 03 Фев, 2010

    Раз тут случайно зашла речь о милосердии...
    Да уж, "случайно" здесь ключевое слово, ибо в притче о милосердии ни слова не сказано, скорее наоборот - о жестокости.

    • Anonymous
    • 15:15
    • 03 Фев, 2010

    Раз тут случайно зашла речь о милосердии, то вот несколько цитат:
    "Милосердие и сострадание - вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего". Иоанн Златоуст.
    "Милосердие... не бывает чрезмерным..." Фрэнсис Бэкон.
    "Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя". Конфуций.

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED