Двое в трубе

  • Янв-11, 2011
  • Майя Забаро
  • 6 Комментариев

В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
- Ты знаешь арамейский? - спросил раввин.
- Нет.
- А иврит?
- Нет.
- А Тору в детстве учил?
- Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа.
А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.
- Ты не готов учить Талмуд, - сказал раввин. - Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест налогику: справишься - буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
- Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
- Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
- Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
- Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
- Хитро придумано! - восхитился гость. - А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
- Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
- Но мы уже выяснили - тот, у кого лицо чистое!
- Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
- Я об этом не подумал! Поразительно - я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте ещё один тест!
- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
- Ну: Оба пойдут умываться.
- Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
- Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу:
- О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
- Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой - нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос - бессмыслица, как и вся твоя философия, и если ты тратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!

Комментарии

    • СлучайноТут
    • 0:54
    • 28 Дек, 2010

    Классный анекдот )))

    • шер
    • 4:49
    • 22 Дек, 2010

    Раввин преподнес урок о логичекси правильном мышлении.Он заставил задумываться молодого еврея о следствиях. Сначала надо найти причину, а потом ,может быть,и рассуждать не надо.Философы ,в основном, рассуждают о следсвиях того или иного события.И в результате получается три варианта умозаключений по пустяковому вопросу:" Кто пойдет умываться?" Если оба лезли по грязной трубе, то и так ясно, что надо идти и умываться, а лучше помыться полностью. А вот сразу увидеть причину следствия - не каждому дано. Потому что причина - это истина.

    • Наблюдатель
    • 18:03
    • 19 Дек, 2010

    Что-то вы оба шибко умные!

    • Levanter
    • 10:51
    • 13 Июл, 2009

    Может быть...
    Мне кажется, что раввин пытался доказать то, что логика Сократа недостаточно гибкая, изощрённая:) и глубокая, как, скажем, логика Талмуда. Если он вообще имел ввиду это.
    Однако все ситуации, нарисованные раввином содержат в себе логический элемент - всё зависит от конкретных людей.
    И вообще - логическая простейшая - делать правильные выводы из правильных посылок, является составляющей любого сложнейшего, даже парадоксального рассуждения:)

    • Рамазан
    • 9:25
    • 13 Июл, 2009

    Единственное, что доказывает притча, это то, что молодой еврей точно не готов учить Талмуд
    Это пытается доказать персонаж притчи (раввин).
    А что ПЫТАЕТСЯ доказать притча - это то, что священная книга (думаю, автор под талмудом подразумевает все религиозные книги вкупе) не содержит ни каких логических вещей, что она позволяет читателю делать абсолютно разные выводы не сообразуюясь ни с логикой, ни со здравым смыслом.
    Добавлю, что я с автором не согласен.

    • Levanter
    • 15:57
    • 10 Июл, 2009

    "Скажи мне, как может быть такое, чтобы
    два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой - нет?!"

    Ну, а почему - нет? - если захочет...

    "если ты тратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!"

    Опять-таки - почему нет? Ответ может иметь смысл - и не обязательно тратить на это всю жизнь:)
    Более того, ответ на бессмысленный вопрос может иметь побочный эффект:) - можно сделать какое-нибудь открытие.

    Единственное, что доказывает притча, это то, что молодой еврей точно не готов учить Талмуд:)

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED