Абсолютная осознанность

  • Мар-07, 2008
  • Катерина
  • 11 Комментариев

В Японии в воинах воспитывают бдительность, осознанность. Это является основой обучения, все остальное — второстепенно. Искусство фехтования, искусство стрельбы из лука — лишь способы развить бдительность.
О великом Мастере Риндзае рассказывают, что он не всегда добивался успеха в стрельбе из лука. Его стрелы часто пролетали мимо цели. А он был известен как один из величайших лучников. Когда спрашивали: «Почему он считается великим лучником?», — его ученики отвечали:
— Это не конечная цель, это начало. Мы не имеем отношения к стреле, достигающей цели, мы имеем отношение к стреле, начинающей свой путь.
Среди учеников Риндзая был известный лучник. Ежедневно он учился стрелять из лука, и все его стрелы попадали точно в цель. Риндзай говорил ему:
— Нет, это неудача. Технически стрела вылетает правильно, но ты не весь здесь. Ты теряешь бдительность в своем сне.
Однажды Риндзаю доложили, что к ним пришел неизвестный Мастер, который демонстрирует величайшее искусство стрельбы из лука. Риндзай пошел посмотреть. И действительно, человек поражал своим мастерством.
Когда он прицелился и натянул тетиву, на его локоть поставили чашку с водой, и он начал стрелять. Когда первая стрела поразила цель, вторая уже была в тетиве, и за ней сразу последовала третья. Сам он при этом даже не шелохнулся.
Мастер, посмотрев на это, сказал:
— Техника твоей стрельбы хороша, но это всего лишь техника. Ты выглядишь как статуя только снаружи. Пойдем сейчас на высокую гору, встанем на скалу, выступающую над пропастью, и тогда ты будешь стрелять.
Они взобрались на гору. Стоя на скале, выступающей над пропастью в тысячу метров глубиной, Учитель отступил назад, пока одна треть его ступней не повисла над пропастью. Потом он предложил встать лучнику рядом и стрелять. Тот подошел, взглянул вниз, ноги его задрожали, лицо побледнело.
Мастер, продолжая стоять над пропастью, сказал:
— Совершенный человек поднимается над голубым небом, ныряет в желтый источник или странствует во всех восьми пределах мира, и в его душе нет признаков изменения. Но ты был обманут признаками дрожи, твои глаза ошеломлены. И ты надеешься поразить Цель?

Комментарии

    • ZenLord
    • 14:20
    • 23 Сен, 2010

    Как может умереть то что не рождалось?(С)Ошо;)

    • Levanter
    • 7:51
    • 23 Сен, 2010

    Хм... может непонятно выразился... это не совсем на ментальном уровне.
    Короче... Для Воина важно - абсолютное принятие смерти. Окончательное. Собственно, его Путь это смерть. Если есть выбор - жизнь или смерть, Воин выберет гибель, не в смысле желания умереть здесь и сейчас, но в смысле готовности. Это как раз абсолютная осознанность. Опять же, это не просто в ментальном понимании.
    Живя с мыслью о возможной гибели, идущий Путём Воина справляется с любой задачей.

    • ZenLord
    • 22:05
    • 22 Сен, 2010

    Ну и на последок что бы завершить философские разговоры надеюсь прояснив все нюансы притчи:)от себя добавлю, что в дао есть славная традиция, когда два мастера сходятся в поединке и начинают сражаться, то выигрывает не тот кто победил физически, а тот кто сохранил осознанность и не допустил вхождения собственного эго в поединок, надо сказать дзен перенял очень многое от дао, так что такая традиция есть и в нем. Тоесть мастер мог убить оппонента, но если он допустил в поединок личные чувства, то он всеравно проигравший.Да и насчет врагов мастера, "Если на меня упала ветка с дерева и причинила мне боль, разьве будет она моим врагом"?(С)принц Гаутама

    • Levanter
    • 18:19
    • 22 Сен, 2010

    Если учесть, что воины находились на службе, и им приходилось сражаться, то враги элементарно у них были, которые нападали и убивали их, и смерть это тоже цель. Воин в любую минуту готов причинить смерть и готов умереть сам. Другое дело, что смерть для него нечто большее, чем просто смерть и убийство, и враг для него не просто личный враг. С этим согласен.
    Для Воина Смерть есть продолжение Жизни. Смерть это тоже познание Себя. Его не застать врасплох именно потому что он неизменен, т. е. не преходит от Жизни к Смерти, как другие люди , ибо состояние Воина это - существование и в Смерти и в Жизни одновременно..., познание через эти категории.
    Воин это: Воин-мастер + Воин Духа. Да, могучий Воин это не великан разящий только силой.
    Насчёт сути притчи тоже согласен.

    • ZenLord
    • 12:21
    • 22 Сен, 2010

    Цель воина отнюдь не смерть, цель воина жизнь, а если точнее познание себя, а все остальное лишь атрибутика, есть такая поговорка " у настояшего воина нет врагов" именно потому что он "воюет" с собой если можно так сказать, тот кто пытается искать врагов снаружи лишь убегает от себя.
    Именно в этом и суть притчи если ты можешь сохранять осознанность в покое то это не значит можешь сохранить его в круговороте и завихрениях жизни.А если ты не можешь быть осознанным всегда в любой ситуации то как ты надеешься поразить Цель(познать себя)?
    Прошу не забывать что это дзенская притча полностью отражаюшая жизненные воззрения дзен мастеров, а отнюдь не байка о "могучих воинах" убивающих людей.Для воина дзен его конфликт с наружными людьми ( не врагами, так как у истинного воина дзен нет врагов) является лишь инструментом для исследования своей сушности, и победил ты проиграл абсолютно не важно, если ты был осознан всегда.

    • Levanter
    • 23:21
    • 07 Сен, 2010

    Умение сосредоточиться именно на конкретную мишень. Воин всё время сражается и нацелен на противника. Его Цель, фактически - Смерть. У простого мастера техника и цель, а у Воина - Цель, т. к. к технике добавляется ещё внутреннее Видение Цели. От такого не укроется (в идеале) ни одно движение противника ещё до того, как тот его сделает. Видели когда-нибудь фильмы с Брюсом Ли? Как он сражается. Он словно бы и смотрит на цель но не просто глазами. Живи он в те времена, из него бы получился Воин, да ещё какой.
    Вот так примерно хотел сказать.

    • ZenLord
    • 14:05
    • 06 Сен, 2010

    Именно потому и с большой что бы не путали с обычной мишенью:)

    • Levanter
    • 13:04
    • 06 Сен, 2010

    — Совершенный человек поднимается над голубым небом, ныряет в желтый источник или странствует во всех восьми пределах мира, и в его душе нет признаков изменения.Это точно... А Цель у воина-японца есть... она именно мишень. Не зря же с большой буквы написано:).

    • ZenLord
    • 3:23
    • 06 Сен, 2010

    Эта притча вообше не имеет отношения не к войне ни к стрельбе из лука ни к психологическим или каким либо еше зависимостям,это прямое указание на всю философию дзена и лук здесь всего лишь предлог, попал ты в цель или не попал вообше не имеет значения, имеет значения только был ли ты здесь или ты еше спишь?А ЦЕЛЬ это отнюдь не мишень.

    • Anonymous
    • 20:10
    • 03 Сен, 2010

    Это не про мастерство чего-либо, а про зависимость мастерства от психологического состояния, всё таки это не спортсмены,а воины - как он будет стрелять под встречным обстрелом.

    • Люций
    • 21:28
    • 14 Май, 2010

    Неубедительно...

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий

© 2021 / ALL RIGHTS RESERVED